«Лабиринт»?.. Отличное название!

Екатерина Иванова, 20.06.2013 11:28
Просмотров: 11093

Когда в 1995 году появилась туристская компания «Лабиринт», скептики начали  прогнозировать, что с таким названием долго она не протянет. Туристы, мол, будут опасаться обращаться, а то мало ли в какой «лабиринт» их заведут. Да и вообще, как яхту назовешь… Однако, вопреки насмешникам,17 лет «Лабиринт» благополучно отправляет туристов, компания стала одной из крупнейших в России, активно развивает перспективные направления и предлагает на рынке новые продукты. В 2013 году туроператор станет путеводным для паломников из России в Грецию. Об этих и других планах компании пойдет речь в интервью журнала TRN с коммерческим директором «Лабиринта» Татьяной Зотовой.

- Татьяна Николаевна, так в чем секрет успеха? Неужели в названии?

- Действительно, когда мы появились на туристическом рынке, чего только не наслушались о том, куда нас и наших туристов заведет «лабиринт». Сейчас, конечно, смешно об этом вспоминать, но тогда было немного обидно. Мы же хотели в названии отразить суть задумки и даже не ожидали, что оно вызовет такую бурю негатива. Фирма началась с мечты - продавать экскурсионные туры для людей, интересующихся историей. А история это – Греция: лабиринт Минотавра, нить Ариадны, Акрополь… Правда, очень быстро стало понятно, что продавать экскурсионку почти невозможно. Это было начало истории российского туризма и людей интересовало только море. Им нужна была Турция, и чаще всего отдыхать ездили родители с детьми. Но и тогда мы старались отправлять в Грецию небольшие группы. К сожалению, со временем нас вытеснили с турецкого рынка более крупные фирмы с турецкими корнями, но зато Греция стала нашим основным направлением.

- Можно сказать, что название стало путеводным, как нить Ариадны?

- Однозначно. Это направление мы развивали 17 лет и сегодня являемся одними из лидеров по Греции. У нас самый широкий охват городов в Греции и России, самый большой чартерный объем. Мы знаем направление от и до, а в чем-то стали первопроходцами. Например, во многом благодаря нам в Греции появились отели, работающие по системе «все включено». Пришлось убеждать греков, что нашим туристам мало моря и «развалин», а нужен и «турецкий» сервис.

- И вы вернулись не только к идее исторического туризма, но пошли гораздо глубже. Расскажите, пожалуйста, о специфике своего нового направления - паломнического туризма.

- Развивать паломнический туризм можно разными путями. Мы пошли по одному из самых сложных. В данный момент разрабатывается «Календарь паломнических туров». Это будут туры по святым местам Греции, запланированные на определенные даты. Группы будут рассчитаны на 20 туристов, но особенность таких туров в том, что даже, если наберется всего 2 человека, тур все равно состоится, и стоимость поездки не изменится. Причем цены на такие туры будут более чем лояльные.

- Зачем туроператору идти на такой риск? Или все-таки есть уверенность, что группы будут набираться?

- Конечно, мы рассчитываем на то, что эта программа будет пользоваться популярностью. Продукт уникален. Во-первых, тур включает в себя проживание в отелях уровня «4 звезды» с полупансионом. Во-вторых, доступная цена. И, самое главное – «Лабиринт» первая и единственная туристическая компания в России, которая получила официальное разрешение греческой православной церкви на организацию и проведение паломнических туров. Паломники смогут посетить такие места, в которые крайне сложно попасть без вмешательства и разрешения Греческого Синода. Благодаря благословлению Греческой православной церкви для наших групп будут открыты буквально все двери.

- На какой период рассчитан календарь?

- В данный момент на стадии утверждения три программы, рассчитанные на 8 дней/7ночей: «Афины-Закинф», «Афины-Пелопонес», «Святыни северной Греции» (куда входит одно из интереснейших мест для паломнического и обычного туризма - Метеоры). В сентябре программы появятся на сайте, и туры можно будет начать бронировать. А мы сразу приступим к разработке следующих программ, которые войдут в Календарь. В Греции множество мест, интересных паломникам, в том числе и на островах.

- В эти туры может поехать любой желающий?

- Купить тур сможет любой человек. Но программа рассчитана на верующих людей и будет включать в себя службы и литургии. Мы надеемся, что покупать туры будут те, для кого они предназначены.

- Какие направления, кроме Греции, приоритетны для компании?

- Летом это Болгария и Тунис. Зимой - Египет, ОАЭ, Таиланд, Гоа, Шри-Ланка. Европа – круглый год. Кроме того, «Лабиринт» - самый крупный туроператор по железнодорожной чартерной перевозке. Праздничный поезд «Зимняя сказка», который мы придумали, впервые отправился по маршруту Москва -Рованиеми - Москва в 2000 году. Сейчас «Лабиринт» ежегодно отправляет более 15 чартерных поездов в Финляндию и Прибалтику. В их числе уникальный «Балтийский экспресс».

Также уже 15 лет мы работаем с Россией. В том числе и как принимающая сторона. Правда, прием иностранных туристов у нас совсем небольшой, а предложений внутри страны для россиян много. В основном это Москва, Санкт-Петербург и Золотое кольцо. Но мы планируем развивать Россию более активно. Бросать это направление мы точно не будем, хоть и есть здесь много сложностей разного характера.

- У вас есть свои офисы продаж?

- Мы – многопрофильная операторская фирма. Фабрика туруслуг, которая создает весь спектр пакетных туров и продает их агентствам по всей России. Наш основной бизнес B2B. Но все-таки два офиса продаж у нас есть. Они, скорее, для своих и погоды в бизнесе не делают. Продажи по ним составляют доли процентов. Причем основной объем приходится на индивидуальные и корпоративные туры. Кстати, сейчас идет возрождение корпоративного туризма. Спрос очень большой, особенно на фоне того провала, который случился в 2009-2010 году. Компании экономили, и рынок съежился в 5-10 раз. Мы очень рады этому возрождению. Думаю, не меньше, чем сотрудники фирм, для которых предназначены эти туры.

- Татьяна Николаевна, «Лабиринт» уже не раз предлагал нечто новое, чего ранее на рынке не делал никто. Какие новинки считаете наиболее удачными?

- Мы давно поняли, что нужно уходить от массовых стандартных продуктов. Рынок стремится к разнообразию. Для разных слоев и групп населения нужны свои продукты. Один из самых наших удачных  проектов - клубы Salut. Это интеллектуально-развлекательные спортивные клубы, рассчитанные и на детей, и на подростков и на взрослых. Работают там не просто аниматоры, а клубные профессионалы. Программы на две недели расписываются заранее поминутно. Они идеальны и для тех, кто едет отдыхать в одиночестве. Игры объединяют людей, помогают найти компанию на отдыхе.

- Но люди стараются наоборот стремиться туда, где нет соотечественников…

- Как оказалось, компания нужна многим. На такой отдых рассчитан и проект для пенсионеров «50+». Это наша большая удача. Мы выяснили, что среди пенсионеров очень много людей, которые хотели бы путешествовать, и деньги есть, но не с кем, а в одиночестве страшновато.

Так родилась идея групповых туров для пенсионеров. В пакеты входят экскурсии и развлекательные вечерние программы именно для этой группы людей. Причем, туры эти недешевые - никакой социальной подоплеки нет.

- Но такие туры делают и другие операторы...

- Да, года через два появились и у других. Даже с тем же названием. Иногда думаешь, вот ты придумал проект, а кто-то им просто пользуется. Но с другой стороны, раз заимствуют, значит, идея была хорошая и людям эта услуга нужна. Пусть берут, а мы будем двигаться вперед и придумывать что-то новое. Монополия здесь невозможна. Главное, чтобы наши идеи воплощали качественно.

Вот у нас, например, есть образовательные туры в рамках проекта «Образовательный центр по туризму». Они созданы для студентов туристических вузов и смежных специальностей. Идея заключается в том, что мы в серьезном рабочем режиме знакомим студентов с деятельностью всех смежников в области туризма. Это и отельный, и ресторанный бизнес, и «экскурсионка», и транспорт. Информацию участники проекта получают от ведущих специалистов: директоров крупных отелей, знаменитых шеф-поваров, владельцев авиакомпаний. Например, шеф-повар может показать особенности калькуляции All inclusive. Иногда это сборные группы из разных регионов, иногда ВУЗ заказывает тур для себя. Конечно, для студентов предусмотрена и развлекательная программа, но развлекательных туров, называющихся «образовательными» много, а туров такого серьезного уровня почти нет. Наши сотрудники гордятся этим проектом. Мы действительно учим, - показываем и парадную сторону турбизнеса и обратную. Кстати, наши студенты потом и на работу к нам приходят.

Вообще у каждого проекта есть спады и подъемы. Главное не опускать руки, когда идет спад. Нужно поддерживать его наплаву. Сейчас у нас на подъеме такие проекты, как «Мамочкина школа», «Мама и малыш». Они с каждым сезоном становятся все более востребованными.

-С какими новыми продуктами планируете выйти на рынок в ближайшее время?

- Есть совсем сырой проект под названием «Без границ». Он придуман для туристов с ограниченными физическими возможностями. Инвалиды хотят и могут ездить, но многие боятся, что будет некомфортно, неуютно, неудобно… Причем, часто совершенно обоснованно. Мы ищем дружелюбные отели с абсолютно интегрированной для инвалидов инфраструктурой. Но на данный момент нашли всего три средства размещения, которые бы отвечали всем нашим требованиям и согласились бы подписать с нами договор. Вернее, подписать то готовы многие, но нужно же еще и гарантировать качество услуг. На первый взгляд, в отелях действительно многое предусмотрено, а  на деле выходит, что лестниц в отеле много, а пандус всего один, что нет оборудованного спуска в бассейн. Бывает и так, что все, казалось бы, в отеле хорошо продумано, но шведский стол в ресторане, например, стоит на небольшом постаменте. Одна ступенька решает все. Очень трудно, но мы не опускаем руки, ищем партнеров.

- Меняются ли предпочтения российских туристов, по Вашему опыту?

- Предпочтения туристов обычно меняются, если что-то им мешает выбирать привычные направления. Например, два года назад были беспорядки в Египте. Читая новости туризма в Египте, люди боялись туда лететь, а необходимость в теплом море осталась. В этот период мы значительно расширили Гоа и ОАЭ. Более того, за короткий срок «Лабиринт» стал одним из лидирующих туроператоров по ОАЭ. По этому направлению мы работаем с двумя авиакомпаниями - Air Arabia и Emirates, а прием в Эмиратах у нас обеспечивают два надежных партнера.
Но в этом году Египет опять набирает обороты и активно восстанавливается. Зимой еще было небольшое затишье, а сейчас направление продается хорошо.

- А как в этом году идет ваша любимая Греция?

- Греция идет настолько хорошо, что не хватает мест в отелях. Ведь в этом году на направление вернулась Европа. Правда, это касается конкретных отелей, которые туристы уже хорошо знают. В этом смысле консервативен, например, Ростов, которому нужен только Aldemar. Но мы подстраховались, и когда в феврале стало понятно, что Греция будет продаваться хорошо, поскольку активно стартовало раннее бронирование, пришлось поторопиться и заключить договоры с дополнительными отелями. Поэтому у нас есть выбор. Выйти на новые отели сейчас было бы нереально.

- По поводу страховки. 1 июня закончился прием заявлений от туроператоров в «Турпомощь». Как я понимаю, вы до последнего не тянули, а вступили в ассоциацию сразу. Это было необходимостью или Вы считаете, что такая структура рынку нужна?

- Один из секретов нашего успеха в том, что мы дисциплинированная компания и делаем все, что требует от нас государство. Нужно было оформить лицензию – мы ее оформили. Нужно вступить в «Турпомощь» - мы вступили без лишних разговоров. Государство прекрасно понимает, что рынок еще будет лихорадить, банкротства неизбежны, поэтому и пытается защитить людей. Можно ли было придумать лучший план? Я думаю, можно, но придумали такой. Главное - есть точка опоры, которую реально развивать и улучшать.

Туроператоры сдают деньги, чтобы защитить потребителя. Что в этом плохого? Я отношусь к идее позитивно. Механизм есть. Будет ли он работать? Покажет время. А критиковать можно любое дело.
Тем более, речь сейчас идет о деньгах, которые операторы могут заплатить. Поэтому большинство относится к этому взносу спокойно. Вот, если речь пойдет о проценте от оборота или других суммах, тогда да… Но пострадает, в первую очередь, потребитель, поскольку эти затраты тут же отразятся на стоимости путевок.

Кстати, еще до создания «Турпомощи», когда речь шла о механизмах защиты туристов от банкротства, туроператор «Лабиринт» первым сделал страховку (фингарантию) на два года. Таким образом, мы продаем туры по раннему бронированию, и туристы спокойны.

- Татьяна Николаевна, какие прогнозы дадите на этот летний сезон?

- Я всегда боюсь делиться прогнозами. Цыплят по осени считают! И лучше к этой теме вернуться в начале октября.

Страны, регионы и города: Греция
Комментарии

Материалы по теме