«Трансаэро» — buy S7: зимний сезон через призму странной покупки

Алина Хорошева, 21.10.2015 15:58
Просмотров: 93340

Недавно стало известно о том, что совладелец S7 Владислав Филев подписал с крупнейшим акционером «Трансаэро» Александром Плешаковым соглашение о приобретении доли объемом не менее 51%. Ранее говорилось, что по результатам проверки Росавиации принято решение отозвать у «Трансаэро» с 26 октября сертификат эксплуатанта. Между тем, акционеры S7 не изменили свои планы, о чем и поспешили заявить журналистам.

Для профессионалов турбизнеса не секрет, что около 70% в цене за тур составляет перевозка. Полноценных лоукостеров в России пока нет, а более или менее доступные цены предлагает не так много перевозчиков. Несомненно, лидером в этом сегменте была авиакомпания «Трансаэро», обладающая самым большим парком широкофюзеляжных дальнемагистральных воздушных судов в России, СНГ и Восточной Европе, а также обширной сетью внутренних и международных маршрутов — более 165.

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака, S7 купила активы «Трансаэро» именно из-за выгодных, в том числе и чартерных маршрутов, которые традиционно были закреплены за крупнейшим перевозчиком.

Мы попросили наших экспертов, прокомментировать эту покупку, все-таки последствия возможного уходя с рынка «Трансаэро», а также дать прогнозы на приближающийся сезон с оглядкой на эту ситуацию и общую экономическую картину.

Коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий» Александр Преображенский сомневается в том, что S7 дадут осуществить задуманное.

«Со стороны государства наблюдается чёткая тенденция — установить на рынке одного и единственного международного перевозчика, а остальным компаниям оставить внутренний рынок. Приводятся резоны, мол, во всех странах только один перевозчик (Lufthansa, KLM, British и другие). А тут вместо одного сильного конкурента „Аэрофлоту“ появляется другой… Еще один вопрос: где S7 возьмёт средства на покупку? В условиях возможности привлекать зарубежные заимствования брать кредит в России или переписывать на себя лизинговые контракты „Трансаэро“ — прямой путь к банкротству. — говорит эксперт. — Но предположим, что купили и всё удалось. Чем это хорошо для турбизнеса? Несомненно, положительной чертой будет сохранение многих экзотических направлений, дефицита перевозки по многим массовым направлениям можно будет избежать, да и появляется надежда на разумный баланс цены в условиях сохранения конкуренции между авиакомпаниями».

По словам г-на Преображенского, главный положительный момент этой ситуации состоит в том, что отрасль избежит появления монополиста.

«К отрицательным моментам отношу сложность задачи, которую ставит перед собой S7. Им предстоит вытянуть из тяжелейшей экономической ситуации свой новый актив и выжить самой. Крушение ещё одной сильной авиакомпании страны, наверняка, приведёт к появлению очередной „естественной монополии“, что, исходя из истории, никогда не давало положительных результатов», — подчеркнул эксперт.

По его мнению, на Новый год спрос неизбежно просядет, но не только из-за этой ситуации. Свою роль сыграет и волатильность рубля и общая экономическая ситуация в стране, а проблема с перевозкой только усилит падение спроса.

«Если „Трансаэровсе-таки уйдет с рынка, многим туроператорам, (у которых нет своей перевозки), придётся отказаться от ряда экзотических направлений, от тех куда ни „Аэрофлот“, ни какая-либо другая авиакомпания не полетят. Такие направления как Ямайка, Бразилия — канут в лету, а Мексика, Доминикана, США существенно уменьшат свои объёмы из-за дефицита перевозки. Вряд ли пострадают массовые направления, особенно те, до которых лететь недолго, здесь потребитель ещё сможет выиграть по деньгам, по сравнению с самостоятельными путешествиями», — уточнил Александр Преображенский.

Он также добавил, что общий спрос будет продолжать падать, а недоверие к туристической отрасли — расти, цены также будут увеличиваться, впрочем, как и доля самостоятельных путешествий, что только усугубила сложившаяся ситуация с перевозкой.

Комментируя картину с точки зрения положения дел в компании «Библио Глобус», эксперт отметил, что инерция и запас средств у компании есть, поэтому за массовые направления она поборется и позиции сдавать не будет, по крайней мере в этом сезоне.

«А, вот, следующий сезон будет весьма показательным. Если „БГ“ сумеет вернуть себе доверие агентств, мы ещё увидим его в числе лидеров рынка. Правда, инструментов для возвращения доверия агентств у „БГ“ нет, тем более, если не будет прежней цены. Работа с агентствами у этого туроператора — не самое сильное его место», — заключил собеседник TRN.

Генеральный директор туроператора Jet Travel Максим Приставко заявил TRN, что покупка «Трансаэро» компанией S7 была для рынка неожиданной.

«Слишком велик груз долгов, и не совсем понятно, что именно купил новый владелец. Маршрутная сетка „Трансаэро“ — не настолько привлекательный актив. Не думаю, что S7 готова продолжать уже показавшую свою убыточность ценовую политику „Трансаэро“. Вероятно, сохранятся наиболее интересные маршруты, коммерчески привлекательные для новых владельцев. Ассортимент предложений пакетных туров претерпит существенные изменения», — отметил глава компании.

По его мнению, «вряд ли эта покупка сильно изменит ситуацию в российском турбизнесе».

«В последнее время на рынке наблюдался скорее переизбыток перевозки. Возможно, после завершения ситуации с „Трансаэро“ он перерастёт в дефицит, что окажет на рынок оздоравливающий эффект. На новогодний спрос эта ситуация также серьёзно не повлияет», — добавил Максим Приставко.

Как говорит генеральный директор онлайн трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев, если бы «Трансаэро» все-таки покинула рынок, это в меньшей степени бы отразилось на ценах по ближне — и среднемагистральным направлениям. В том числе Россия, Европа, Ближний Восток, ближнее зарубежье.

«На рынке большое количество незадействованных самолетов, способных выполнять данные рейсы, и „Трансаэро“ просто могли заменить другие перевозчики. Учитывая сократившийся спрос, авиакомпании вряд ли пойдут на повышение цен, поэтому даже сокращение конкуренции среди авиакомпаний не повлияет на ценообразование», — сказал эксперт.

Однако, по его словам, ситуация выглядела бы намного сложнее в сегменте дальнемагистральных маршрутов, к которым относятся Юго-Восточная Азия (крайне популярная среди россиян в последние 2–3 года), Северная и Южная Америка, Карибы и другие экзотические направления.

«У других авиакомпаний просто нет соответствующих судов, способных обслуживать дальнемагистральные рейсы, поэтому в случае ухода перевозчика с рынка нужно было бы ставить вопрос не о цене или спросе на новогодние туры по данным направлениям, а о возможности их осуществления в принципе»,  — особо заметил эксперт.

А, вот, генеральный директор TEZ TOUR Владимир Каганер считает, что скорее стоит говорить о снижении стоимости туров, нежели о росте.

«Цены в валюте не выросли. Иностранные партнеры понимают экономическую ситуацию внутри страны и видят динамику спроса. Наоборот, мы можем говорить о некоем снижении стоимости турпакетов: в среднем на 5–7%. Также мы видим шаги навстречу в этом вопросе со стороны партнеров — отелей и принимающих компаний. Но этого недостаточно, чтобы компенсировать падение национальной валюты. В целом, на рынке ожидается стабилизация цен, отсутствие жесткого демпинга. Рублевые цены не будут ниже прошлогодних», — подчеркнул глава компании.

По его словам, рентабельными направлениями в зимнем сезоне станут Египет и Таиланд благодаря массовому спросу, безальтернативности, удешевлению на фоне падающей в цене нефти и, соответственно снижению цен на авиаперевозку.

«Мы ожидаем, что наибольшую устойчивость проявят Египет (в силу своей бюджетности и круглогодичности), Таиланд (длинный перелет, но бюджетное наземное обслуживание), ОАЭ (качественный семейный пляжный отдых с широким спектром развлечений). — говорит Владимир Каганер. — Заработать можно будет также на всех направлениях, где нет демпинга, но присутствует баланс спроса и предложения. Предстоящий зимний сезон, по нашей предварительной оценке, в целом будет похож на предыдущий, исключением станут лишь дальнемагистральные направления — Куба, Мексика, Доминиканская республика, Мальдивские острова».

Говоря о горнолыжном сегменте, глава компании заметил, что на этом направлении довольно спокойно. Горнолыжные программы ведут себя стабильно, — глубина отдельных бронирований достигает середины февраля.

«В целом ситуация в зимнем сезоне 2015–2016 года будет рабочей и относительно стабильной, многие туроператоры заранее спланировали свои объемы с учетом текущей экономической картины, что близко к результатам прошлого года. Мы, в свою очередь, сохранили весь спектр портфельных предложений», — добавил Владимир Каганер.

В свою очередь, исполнительный руководитель PR-департамента туроператора Anex Tour Елена Кокоева сообщила TRN, что по большинству направлений компания также отмечает рост показателей и не фиксирует спада на рынке.

«Мы видим активный рост продаж по Индии. Компания впервые поставила собственные борта в Гоа. Аналогичная ситуация и по Таиланду, — мы, кстати, начали летать из Москвы в Бангкок и организовывать комбинированные туры. До последнего активно бронировалась Анталья, спада также не наблюдали. Еще одно наше новое направление — о Доминикана — тоже показывает хорошие результаты. На ближайшие даты наши рейсы заполнены практически под 100%», — говорит Елена Кокоева.

Оксана Булах, коммерческий директор Национального туроператора «Алеан» считает, что для российского рынка внутреннего туризма ситуацию с «Трансаэро» (в случае ухода компании с рынка) назвать критической нельзя.

«В случае уходя перевозчика свои негативные последствия для конечного потребителя определенно есть. И, если география полетов на Юг России существенно не сожмется, то повышения тарифов на авиаперевозку ожидать следует. Это нормальная практика при сокращении конкуренции на рынке. В целом, по нашим прогнозам зимний сезон на внутренних направлениях пройдет в рамках плановых показателей», — заявила Оксана Булах.

В свою очередь, эксперт по экономике и финансам Иван Воронцов предрекает кардинальное изменение ценовой ситуации предстоящей зимой, причем, в худшую сторону. В первую очередь, он связывает это с общей экономической картиной в стране и мире.

«На мой взгляд, спрос на Новый год в турбизнесе не просядет. Те, кто летал, так и будут продолжать это делать, но, уже выбирая другие авиакомпании, а те, кто всегда экономил, будут, очевидно, встречать Новый год на Красной площади или дома. Ожидаю, что к концу года мы окажемся на экономическом „дне“, кризис только углубится. Цены вырастут ещё больше, а зарплаты нет. Планируется немало сокращений. Однако в начале следующего года, с приближением весны всё должно немного измениться в лучшую сторону», — уточнил эксперт.

Леонид Пустов, руководитель проекта Bookinna также подчеркивает, что рынок переживает «очередной, но беспрецедентный шок».

«Понятно только одно: рынок приспособится к новым условиям. Как он это сделает и в какие сроки, напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране», — подчеркнул он.

Как мы видим, мнения разошлись. Однако общая тенденция понятна — экономическая ситуация расслабиться в зимнем сезоне турбизнесу не даст, да и ставить точку в ситуации с «Трансаэро» пока рановато. Спокойно и уверенно себя ощущают только компании, «парящие» на собственных «крыльях».

Комментарии (1)

Во-первых. Сообщалось, что г-н Филев купил акции Трансаэро, не от имени S-7, а от себя лично, по этому S-7, как юридическое лицо, за эту покупку не отвечает.
Зачем он это сделал? Наверное для того, чтобы спутав карты Сбербанку, ВТБ и Аэрофлоту, поторговаться с ними и наварить на разруливании ситуации какую-то денежку - несколько сот миллионов рублей, а если повезет, то и несколько миллиардов. Ведь для пула кредиторов Трансаэро проще откупиться от г-на Филева, чем "принимать меры".
22.10.2015 в 10:31, ost1993.ru
Комментарии для сайта Cackle