«Самотуристы» – кто они?

Алина Хорошева, 12.08.2013 14:33
Просмотров: 16730
Эксперты утверждают, что рынок самостоятельных путешествий год от года растет. Несмотря на то, что существенная часть поездок осуществляется все-таки через туроператоров, компании стараются всячески удержать туриста. Предлагают гибкие, индивидуально созданные продукты; осваивают новейшие интернет технологии, другими словами, подстраиваются под клиента. Основатель сервиса OnlineTur.ru Андрей Бородин рассказал журналу TRN о нюансах так называемого «самотуризма», о том, как этот сегмент рынка будет развиваться в ближайшие годы и каковы его реальные масштабы.
 
- Андрей, что, по Вашей информации, представляют собой сегодня масштабы рынка самостоятельного туризма в России?


- Прежде чем ответить на этот вопрос, важно выяснить, что мы понимаем под словом "самостоятельные туристы" и в чем разница между ними и организованными путешественниками. Принято считать, что самотуристы – это те, кто самостоятельно составляет свой маршрут путешествия, отдельно бронируя гостиницы, перелет, трансфер и оформляя визу с медицинской страховкой при необходимости. То есть, поток самостоятельных туристов мы можем оценить по доли бронирования отелей для отдыха в сравнении с общим количеством бронирований турпакетов. Основываясь на официальной статистике по выездному туризму, а также тур новостях, лидирующие места по выезду россиян за границу занимали в 2012 году туристические страны (Турция, Египет, Таиланд), на курорты которых фактически летают только чартеры, а на немногих регулярных рейсах основную долю билетов покупают турфирмы под турпакеты. Следовательно, можно смело утверждать, что доля самостоятельных туристов по выездному туризму в России не превышает 10%.

- На какие страны в основном приходится поток «самотуристов»?

- В первую очередь "самотуристы" едут в те страны, в которые не летают чартерные рейсы и которые не являются массовыми туристическими направлениями. Например, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Норвегия. Также есть страны, где доля туристов, бронирующих турпакеты и отели, примерно одинакова –  это привлекательные туристические направления, в которые поставлено много регулярных рейсов. В их числе Италия, Франция, Испания.  

- Какие направления стали «новичками» в этом сегменте в последнее время?

- Наверное, не осталось ни одной страны, в которую еще не добрались российские туристы, пусть даже со стыковочным перелетом. Но значительный рост потока "самотуристов" происходит по тем странам, в которые открываются прямые регулярные рейсы. 

- Какие прогнозы Вы можете дать относительно роста доли сегмента самостоятельного туризма в ближайшие несколько лет?  Что, по-Вашему, влияет на эту динамику?

- Туристический рынок в России значительно увеличивается из года в год – средний ежегодный рост составил более 10% на протяжении последних 10 лет. Это можно объяснить растущей потребностью в отдыхе при нашем темпе жизни и экологии в мегаполисах, стремлением ежегодно вывозить детей на море для укрепления их здоровья. В ближайшие годы можно ожидать роста как организованного туризма по массовым туристическим направлениям, так и самостоятельного туризма, который будет прибавлять более высокими темпами при снижении визовых барьеров и увеличении количества регулярных рейсов в другие страны.

Кроме того, в связи с увеличением доли интернет пользователей в России, качества дорог и стоимости внутренней перевозки мы прогнозируем бурный рост внутреннего туризма в России и в том числе увеличение количества бронирований отелей онлайн через различные поисковые системы. Длительный отдых за границей обходится значительно дешевле и популярностью пользуется в основном кратковременный отдых в российских санаториях на 1-2 дня. Кроме того, долететь до Турции порой можно за более короткое время, чем доехать до дачи в пятницу вечером по пробкам. Поэтому молодое поколение россиян предпочитает арендовать отдых, чем тратить деньги на свою дачу – ведь выгоднее и комфортнее покупать путевку за границу или в пансионат, чем содержать домик в лесу ради нескольких недель отдыха в году.

- Вы расцениваете этот рост как позитивную или негативную тенденцию для бизнеса? 

- Для турбизнеса в целом рост отельного рынка и количества систем бронирования онлайн –  это большой плюс. Ведь значительную долю бронирований отелей составляют деловые поездки и командировки. Для маленьких независимых отелей рост сегмента – огромный плюс, так как 20 лет назад у небольших средств размещения не было шансов конкурировать с крупными отельными сетями типа «Марриот», «Хилтон», «Интерконтиненталь»...  А теперь с появлением систем-агрегаторов для бронирования отелей онлайн, практически любой отель может выставить в ней свои номера за комиссию 10-20%. То есть, по сути  системы-агрегаторы по бронированию отелей стали онлайн турагентствами, в которых процесс бронирования автоматизирован и где нет менеджеров-консультантов. 
 
На рынке организованного туризма также выиграют турагентства, создавшие сайты-агрегаторы, на которых можно забронировать все турпакеты через систему онлайн. В отличие от продажи отелей, при реализации турпакетов только небольшая доля туристов выбирает тур самостоятельно онлайн, а для большинства требуется консультация и помощь менеджера-консультанта.
 
- Будет ли, на Ваш взгляд, рынок подстраиваться под эти тренды?
 
- Те турагентства и туроператоры, которые не перестроят и не автоматизируют свои бизнес-процессы для работы в онлайн, в ближайшее время будут вынуждены уйти с рынка.  

- Самостоятельные туристы и организованные… В чем их главное отличие с потребительской точки зрения? Что получают и в итоге одни и другие?

- Рынки бронирования отелей и турпакетов пересекаются незначительно – ценовая конкуренция между ними существует только по некоторым странам. В том числе Италия, Франция, Австрия. Тут уже каждый турист сам выбирает, что ему выгоднее по цене в данный момент времени.  Если речь идет об отдыхе с детьми в Турции, то покупка турпакета выйдет значительно дешевле, чем бронирование отеля и перелета отдельно. Кроме того, туристы, купившие тур, больше защищены в случае банкротства авиакомпании или отеля, или в случае несчастного случая. По массовым направлениям турпакеты, как правило, обходятся значительно дешевле, чем самостоятельная организация проживания и перелета. Если же речь идет о деловой поездке или о путешествии в страну не массового туризма, то выбор только один – бронирование отеля и перелета отдельно. 

- Есть ли у Вас информация о том, как развиваются эти сегменты рынка за границей? Россия идет по пути Запада или у нее своя дорога в этой отрасли?
 
- Россия отличается от других стран тем, что расстояние между местом проживания россиян и местами отдыха очень значительное. Поэтому, в нашей стране более популярны готовые турпакеты, чем бронирование отелей и перелета отдельно. Кроме того, многие россияне не хотят тратить время на оформление визы для визовых направлений. Европейцы, например, бронируют отели значительно чаще, чем турпакеты, так как многие из них отдыхают недалеко от места своего проживания и могут самостоятельно доехать на машине до отеля.
 
Комментарии