Эксперт: «Индивидуальный туризм будет превалировать над организованным»

Адриана Смирнова, 02.02.2015 13:53
Просмотров: 16472
Вопрос страхования сейчас как никогда актуален для многих участников рынка. О главных тенденциях ушедшего года, проблемах и перспективах взаимодействия с турбизнесом, позитивных моментах и прогнозах мы говорим с исполнительным директором страховой компании ERV Юлией Алчеевой.

- Юлия, как Вы оцениваете результаты 2014 года для отрасли, и какие главные тенденции могли бы выделить?

- В целом итоги прошедшего года мы считаем хорошими. Все планы компании выполнены, несмотря на ситуацию в конце 2014 года — череду банкротств туроператоров, страховой случай на 30 млн. рублей, экономический кризис и снижение уровня доверия к отрасли туризма.  По нашей статистике, спад активности в сфере организованного туризма находится на уровне 40%. Однако это фактически не отражается на нашем бизнесе. У нас идет прирост и по другим каналам продаж, таким как банки, системы бронирования, интернет-магазины. Помимо этого, мы развиваем портфель за счет новых привлекаемых агентств и туроператоров.

В России сохранилась тенденция к путешествиям на новогодние праздники. Что касается географического аспекта, то настроения туристов в 2014 году несколько поменялись: среди стран Европы они предпочитают Берлин - Парижу, а горнолыжные курорты Болгарии - Альпам.

Количество поездок за сезон, например, горнолыжный, сократилось с 2-3 раз до одного, а продолжительность отпуска упала с 10 до 5-6 дней.  Кроме того, если раньше даты выездов приходились на 29-30 декабря, то сейчас — на середину новогодних каникул или уже на их окончание. Ещё одна тенденция прошедшего года сводится к росту количества путешествий по России и СНГ. География страховых случаев включает в себя Сочи, Крым, Азербайджан, Армению и Грузию.

Наши партнёры отказываются от некоторых направлений, например, Мексики, Доминиканской республики, Кении. Вместо этого сейчас делают акцент на массовый отдых — страны ЮВА, Египет. Сократилось и число поездок на дорогие курорты вроде ОАЭ.

Мы очень рады развитию внутреннего туризма. Государственная политика активно нацелена на него. Турбизнес открывает такие направления, как Сочи и Крым. Причём туроператоры разного порядка.

Наш полис начинает действовать с 1 км от постоянного места жительства, то есть, например, при выезде за МКАД для москвичей. Протокол оказания помощи такой же, как и за рубежом (поддержка сервисного центра). Крым в этом плане ещё переживает переходный юридический период, но у нас там есть очень сильные провайдеры — организации, которые координируют сотрудничество с больницами и другими подрядчиками.

В 2014 году мы также наблюдали негативную тенденцию — выросли цены на лечение и на авиаперевозки. Многие туроператоры сокращают чартерные цепочки, особенно региональные. Раньше можно было отправить пострадавшего из Таиланда сразу в Барнаул, например. Но если города нет в чартерной цепочке, возрастают дополнительные расходы. Сейчас могут отменить чартеры  и из Доминиканы.

- Чего ожидаете от 2015 года?

- Мы относим себя к категории оптимистов. Кризис — самое подходящее время для претворения в жизнь планов по оптимизации бизнеса. Мы, например, продолжаем развивать большой блок корпоративных продаж, а также блоки банковского страхования, страхования билетов на Parter.ru. Звёздный час настал и для прямого страхования туристов, то есть без посредников. Тем не менее, в следующем году будет существенное сокращение туроператоров, а индивидуальный туризм будет сильно превалировать над организованным.

Интерес к страхованию в кризис не снижается, а даже увеличивается. Особенно это касается страхования от несчастного случая, страхования жизни и имущества. Люди намного более аккуратны в отношении своих расходов, а в зарубежных поездках особенно. Поэтому страхование в данном случае наиболее действенный инструмент защиты незапланированных трат.

- Отдельная тема для обсуждения — страхование ответственности туроператоров. Как оцениваете эту сферу взаимодействия сегодня?

- Профессиональное сообщество сейчас ждёт законодательных изменений по 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности". Всероссийский союз страховщиков предложил исключить из обязательной возможность страховать свою ответственность, а также убрать из закона понятие страхового полиса как финансовой гарантии деятельности. Дело в том, что когда нас «призвали» в 2007 году в эту отрасль, мы готовы были страховать только банкротства туроператоров. В ситуации же, когда компании приостанавливают деятельность по любому поводу и без повода на свое усмотрение, страховать их ответственность не представляется возможным. Да и прибыльной для страховщиков эта сфера была только в первый год-полтора, и уже с 2008 года в ней начались банкротства, а значит убытки для страховщиков.

По закону «Об основах туристской деятельности в РФ» каждый туроператор обязан страховать свою ответственность, однако, установленные законом минимальные суммы (для компаний, ориентированных на внутренний и въездной туризм, страховая ответственность составляет 500 тыс. рублей, для компаний по выездному туризму с выручкой до 250 млн. - 30 млн., больше 250 млн. - 12% от выручки) оказались недостаточны для выплаты компенсаций всем пострадавшим туристам. К концу 2014 года массовое банкротство операторов привело страховые компании к убыткам более 4 млрд. рублей, при этом их ответственность была застрахована только на 1,9 млрд.

В связи с этим многие страховщики стали отказываться от сотрудничества с туроператорами или требовать доплат. Такая ситуация вынудит туроператоров рисковать и страховаться у менее надежных компаний, но среди страховщиков, желающих взаимодействовать, почти никого не осталось. В результате Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) начало процесс массового исключения туроператоров из федерального реестра из-за отсутствия у них финансовых гарантий.

- Как вы адаптируете свой бизнес в сложившейся ситуации?

- Мы стараемся усиливать индивидуальное обслуживание. Новогодний сезон уже прошёл, и следующий пик туристической активности случится уже не в межсезонье, как обычно, а летом. Неизвестно, какая ситуация на рынке сложится к этому моменту, поэтому мы стараемся максимально учесть возможные риски будущего года. Мы также делаем акцент на корпоративный блок.

А если говорить о насущной проблеме безработицы и сокращения штата, то в нашей команде нет ни одного лишнего сотрудника, штат полностью укомплектован, и никаких административных шагов мы делать не собираемся, несмотря на кризисную ситуацию.

- Как прошли новогодние праздники с точки зрения продаж и страховых случаев?

- Подсчёты ведутся до сих пор. За прошедшие новогодние каникулы было порядка 1000 страховых случаев. Для сравнения: за год — 23.200 случаев, из которых 6300 — в Египте, 6200 — в Таиланде, 5800 — в Европе, 2000 — в Азии (Индия, Вьетнам, Индонезия), 800 — в Америке, 31 — в России. К счастью, страшных случаев не было. Также в последнее время наблюдается эффект отложенного времени — клиент подает документы после отпуска. Люди не спешат.

- Есть ли поводы для оптимизма в столь непростое для рынка время?

- Главный совет — не поддаваться панике и слухам. Всё будет зависеть от макрообстоятельств в любом случае. Внутренний туризм развивается, да и в целом россияне не перестали и вряд ли перестанут путешествовать, в том числе за рубеж. Активными регионами остаются Москва, Урал, Сибирь и дальний Восток, а вот в Петербурге фиксируем спад туристической активности и достаточно сильный.

- Страхует ли ваша компания операторов в настоящий момент и на каких условиях?

- Страхуем только свой портфель, тарифы от 1,5%. У нас есть давние партнеры, которым  мы пролонгируем договоры, но в целом список ТО по фингарантиям расширять не планируем.
 
Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle

Материалы по теме