Ямал-это уже бренд: что показать туристу?
В период с 8 по 9 ноября в Салехарде состоялся Первый съезд представителей туристской индустрии
Посредством интернет связи в форуме участвовали практически все арктические регионы РФ: Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Ненецкий и
Первое масштабное событие в сфере туриндустрии Ямала собрало более 200 участников: представители Ростуризма, АТОР, представители туристической индустрии регионов России — Татарстана,
Со вступительным словом на официальном открытии съезда выступил губернатор арктического региона Дмитрий Кобылкин: «Мы должны обеспечить на Ямале системный подход, который будет отвечать потребностям туристов со всего мира. То, что это будет интересно, у нас сомнений нет. Главное — предоставить высокое качество сервиса и удобную логистику».
Глава региона акцентировал внимание на том, что, Ямал — один из немногих регионов России, получивших государственную поддержку сферы туризма и идущих по инновационному пути развития.
Приветствуя делегатов съезда Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России и начальник управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму РФ, сообщила, что бренд уже существует, к арктическому туризму в течение пяти лет активно растет интерес: «Туризм на Ямале создавать не надо. Он уже здесь есть, впрочем, как и туристический продукт. Его надо немного доработать и он будет готов к продаже».
По поручению главы Ростуризма на съезд прибыл Евгений Куделя, начальник управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Российской Федерации. В своем выступлении он отметил: «Правильно, что руководитель региона здесь делает: пригласили туроператоров, органы власти, и они вместе пытаются найти „изюминку“, „фишку“, с помощью которой можно сделать удобоваримый турпродукт».
На дискуссионных площадках были приняты решения по развитию турбизнеса в муниципалитетах округа и созданию уникальных услуг за Полярным кругом. Организаторы Съезда уверены, что встреча гостей Ямала и коренных жителей спровоцировало воплощение новых идей.
«Миссия съезда — это консолидация представителей туристского сообщества Ямала, выработка единых принципов и перспективных направлений сотрудничества, совместное решение задач по развитию внутреннего и въездного туризма на территории автономного округа», — уточнили организаторы.
Как сообщала ранее замдиректора ГБУ «Ямалтур» ЯНАО (самый крупный туроператор региона) Ирина Плотникова, Ямал в этом году примет на 20% больше туристов, чем годом ранее.
«Туроператоры
Наиболее популярные этнографические, событийные туры, где туристы знакомятся с древним ненецким родом, культурой народов округа и природой. Туроператоры региона ведут систематическую работу для роста турпотока: брендируют маршруты, общаются с федеральными туроператорами.
Арктика как единый бренд
Специалисты «Ямалтура» заранее подготовили проект этнографического маршрута, который стал первым брендовым турпродуктом, продвигающим
Первое яркое впечатление было получено еще на борту вертолёта, когда в иллюминаторах показались горные хребты Полярного Урала: белоснежные, с солнечными бликами. Не менее впечатлило и оленье стадо, волной «покатившееся» по заснеженной тундре при виде приземляющегося вертолета.
В свою очередь, Майя Ломидзе отметила, что у Ямала, безусловно, есть сформированный бренд — это Арктика, и развивать внутренний и въездной туризм важно в этом направлении.
Евгений Куделя обратил внимание на то, что в России у каждого региона есть свои «фишки» для привлечения турпотока, и на Ямале это могут быть этнографический и индустриальный туризм с посещением нефтегазовых месторождений.
Райко Ружичко, директор Национального туристического офиса Республики Хорватия в России, подчеркнул бескрайние просторы и суровую красоту арктической тундры, которые могут привлечь хорватского туриста.
По итогам съезда Ростуризм, АТОР совместно с участниками съезда формируют список лучших мест Ямала и «готовят» продукт с особенностями округа: северным сиянием, чаепитием в чуме, строганиной, катанием на оленьих упряжках. Эксперты съезда также разработали пакетные предложения для туристов. «Речь идет об услуге „все включено“ — комфортный и недорогой перелет, трансфер, интересные экскурсии, доступное питание с блюдами северной кухни, проживание в стойбище оленевода», — отмечается в сообщении профильного департамента.
Директор департамента молодежной политики и туризма ЯНАО Эльвира Тимергазина добавила, что в 2018 году ямальский туризм получит грантовую поддержку в объеме 7 млн рублей. По ее словам, в округе — 13 национальных общин, которые принимают туристов на своих стойбищах, 84 гостиницы, 19 музеев, пять туроператоров.
Специалисты обсудили перспективы развития арктического туризма и составили карту туров.
На форуме также прошел арктический телемост с участием Чукотки, Якутии, Красноярского края, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, республики Коми, где участники обсудили перспективы развития туризма за Полярным кругом. Также прошел телемост с представителем Национального туристского офиса VisitRussiaAsia (Вьетнам) Елизаветой Тарасовой. Она отметила, что в Азии туристической «визитной карточкой» Ямала, помимо снега, считают церемонию пересечения Северного полярного круга с получением соответствующего сертификата, и это безусловная «фишка» Ямала для туристов, так как более 80% жителей Азии его никогда не видели.
Кроме того, участники Съезда познакомились с этнографическим наследием региона, с бытом и традициями коренных малочисленных народов Севера, побывали в стойбище оленеводов, покатались на оленьих упряжках, посетили достопримечательности Салехарда, а также пересекли границу Северного полярного круга и загадали желание, подержавшись за посох северного Деда Мороза — Ямал Ири.
Чем привлекает Ямал?
Ежегодно регион посещают порядка 100 тыс. туристов. Как сказал ранее ТАСС глава Ростуризма Олег Сафонов, «у арктической зоны есть колоссальные перспективы развития туристической сферы».
Что привлекает туристов на Ямале? В первую очередь, нетронутая природа и быт местных жителей. Туристы едут посмотреть северное сияние, покататься на оленьих упряжках, пожить в чумах.
Весной «Ямалтур» заключил соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших туроператоров Австралии Intrepid travel. В августе 28 туристов из Австралии, США и Германии отправились в экспедиционные туры по Ямалу — «По следам оленеводов» и «Крайняя восточная точка Европы».
Не навредить природе
Принцип «не навреди» — основной критерий для формирования туристических троп и мест пребывания в заповедных местах Ямала. Актуальным остается вопрос сохранения арктической природы, признают эксперты. Как только гражданам стали доступны различные виды техники, так тут же в Арктике стали появляться следы присутствия людей. Отдельная головная боль арктического туризма в целом — тракторные дороги, которые могут не зарастать многие десятилетия.
Тем временем ученые на Съезде предложили создать на Полярном Урале сеть горных приютов для туристов, чтобы увеличить и «дисциплинировать» турпоток. Директор регионального научного центра, кандидат
По мнению ученых, создание сети приютов позволит регулировать неорганизованный туризм, использовать туристические маршруты круглый год, а в целом — привлечь инвестиции в отрасль и расширить спектр туристических услуг в регионе.
По данным департамента молодежной политики и туризма ЯНАО — организаторов съезда, в регионе работает более 60 туристических агентств и туроператоров, более 80 коллективных средств размещения, 1 тыс. пунктов питания. На сегодняшний день на территории Ямала действуют 36 маршрутов, разработанных аккредитованными туроператорами, среди них «Охота за северным сиянием», путешествие к «Крайней восточной точке Европы», неделя жизни в чуме с оленеводами и другие.
«Самые разнообразные обсуждения, дискуссии и мероприятия Первого съезда, надеемся, принесут хорошие плоды. Мы и далее будем вырабатывать общие предложения, обсуждать проблемы и искать пути их решения», — резюмировала по итогам форума Эльвира Тимергазина.