Если договор ТО-ТА не соответствует закону: что делать?

Алена Донская, 20.01.2017 11:30
Просмотров: 40395

На днях в редакцию TRN обратилось руководство одного из региональных турагентств. Коллеги просили помочь разобраться с вопросом по агентскому договору на 2017 год с одним из туроператоров. На помощь оперативно пришел наш постоянный эксперт, адвокат, медиатор Димитрий Морозов.

Вот текст письма в редакцию TRN: «Уважаемая редакция! Уже несколько дней пытаемся сами разобраться в юридических тонкостях, но так и не можем найти точные статьи ГК РФ, на которые можно сослаться, что некоторые пункты договора не отвечают законодательству. Мы не имеем права по договору разглашать информацию, поэтому конкретного туроператора называть не будем. С таким договором работать просто нереально.

Дело в том, что по Закону о защите прав потребителя мы как турагентство при отказе туриста от тура по его инициативе обязаны в течение 10 дней вернуть ему оплату за тур за минусом подтвержденных фактических затрат. Туроператор же в своем договоре прописывает: «Денежные средства за оплаченный туристский продукт/туристскую услугу возвращаются ТУРОПЕРАТОРОМ за вычетом фактически понесенных расходов, в течение трех дней после даты окончания срока тура или срока оказания туристской услуги.

Таким образом, получается, если турист в январе по раннему бронированию внес часть оплаты или всю сумму за тур, в который поедет в августе, а в феврале—марте у него изменились планы и он хочет аннулировать тур, мы должны ему вернуть деньги сразу, а туроператор по агентскому договору вернет нам деньги за этот тур только в августе, когда туристы должны были бы уже вернуться.

Где турагент должен взять деньги, чтобы не нарушить Закон о защите прав потребителей? Ведь тур может стоить как 15000 рублей, так и 1 млн. рублей!

Если по новому закону о туризме, турагент теперь работает от имени и по поручению туроператора (и именно эта фраза прописана в агентском договоре с туроператором), то в соответствии со ст. 1005 п.1 ГК РФ «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала». Поэтому туроператор должен руководствоваться при составлении договора с турагентствами и Законом о защите прав потребителей, т. к. конечным потребителем услуг будет физическое лицо.

Как это донести до туроператора и как квалифицированно это сказать на юридическом языке, мы не знаем.

Поэтому обращаемся к вам как к последней инстанции, чтобы вы подняли этот вопрос и обсудили с юристами. У нас в городе нет квалифицированных юристов, работающих именно с туристическими делами.

Причем в агентском договоре прописано, что туроператор обязан выдавать агентству доверенность при подтверждении тура для последующей ее передаче туристу. В своем договоре Агент-Турист мы также обязаны прописать в обязательствах, что предоставляем эту доверенность. Однако туроператор сказал, что доверенностей выдавать не будет. Как здесь нам быть?


Ведь с таким договором достаточно одного обращения в суд туриста, чтобы агентство просто прекратило свое существование, т. к. не сможет выполнить свои обязательства перед туристом ни по выдаче документов, ни по возврату оплаты за аннулированный тур.

Очень ждем от вас компетентного ответа! Думаем, что этот наш крик души совпадает с другими турагентствами и это общая проблема.

С уважением, коллектив турагентства ООО «Созвездие «Вояж».

Отвечает Димитрий Морозов:

«Турагент предполагает, что в его договоре с туроператором имеется несоответствие закону в части установки дополнительной нагрузки на агента.

При построении вышеназванного утверждения турагентом неверно истолкованы и не учтены положения ст. 1005 Гражданского кодекса РФ, из смысла и содержания которой следует, что по сделкам заключенным турагентом (агентом) от имени туроператора (принципала) обязанным лицом является туроператор.

По всем требованиям, за исключением отдельно оговоренных в ст. 10 и 10.1 ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“, турист вправе обращаться напрямую к туроператору.

Таким образом, у туристов имеется право прямого требования к туроператору по исполнению обязательства по возврату денежных средств, в соответствии со ст. 32 ФЗ „О защите прав потребителей в РФ“ и в соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса РФ.

Юридических оснований для требования денежных средств с турагента (по изложенному в вопросе требованию) не усматривается».

По итогам этой переписки от турагентства в редакцию TRN пришло письмо с благодарностью.

Комментарии (4)

Договора, которые операторы по-прежнему заключают с агентствами, вынуждают последних заключать с туристами договора от своего имени. А следовательно, противоречие сохраняется
22.01.2017 в 13:32, iosaa@yandex.ru
К сожалению, ответ юриста полностью подтверждает обеспокоенность турагентств. У туриста ИМЕЕТСЯ ПРАВО! прямого требования к туроператору. А также к турагентству? Где туроператор и где турагентство? К кому легче предъявить иск?
25.01.2017 в 18:14, Константин
Д.Морозов пишет :- "По всем требованиям, за исключением отдельно оговоренных в ст. 10 и 10.1 ФЗ „Об основах туристской деятельности в РФ“, турист вправе обращаться напрямую к туроператору." И тут я добавлю - ИМЕННО, ЧТО ВПРАВЕ, но не ОБЯЗАН! А если турист не захочет пользоваться этим правом и подаст в суд на ТА? И Юридические основания для требования денежных средств с турагента (по изложенному в вопросе требованию) ещё как усматриваются. Прошу Вас, Дмитрий, ответить?
01.02.2017 в 08:51, Илья Красновский
Закон "О защите прав потребителей" (ст.31.) установил 10-дневный срок для удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы только в случаях, когда потребитель отказался от услуги по вине исполнителя (нарушены срок оказания услуги, потребитель обнаружил недостатки оказанной услуги).
Если турист-потребитель отказался от тура не в связи с какими-то нарушениями со стороны турагента или туроператора, то 10-дневный срок, установленный Законом "О защите прав потребителей", не применяется.
06.02.2017 в 10:56, Илья Тугуев
Комментарии для сайта Cackle

Материалы по теме