Владимир Воробьёв: «До июля ситуация на рынке будет спокойной…»

Ирина Чернова, 30.01.2015 12:10
Просмотров: 32364
Турбизнес переживает сложные времена, и каждая туристическая компания старается найти свой выход из сложившейся ситуации. О поиске правильного баланса на рынке, прогнозах на 2015 год, способах пережить кризисный период и важности скорейшего реформирования отраслевого законодательства мы говорим с президентом компании «Натали Турс» Владимиром Воробьёвым.  

- Владимир Борисович, поделитесь планами на 2015 год. Что предпримет «Натали Турс», помимо выхода на новые направления, чтобы максимально благополучно пережить сложный период в отрасли?

- «Натали Турс» - один из немногих туроператоров на российском рынке выездного туризма, у которого достаточно высокая узнаваемость бренда среди конечных потребителей и довольно много лояльных клиентов. Мы работаем более 20 лет, специализируемся преимущественно на качественных продуктах, за нашу историю редко ввязывались в демпинговые войны, всегда старались присутствовать на рынке очень аккуратно. Таким образом, узнаваемость и лояльность  являются основным нашим активом.  Самое главное сейчас правильно воспользоваться этим преимуществом, чтобы в условиях падающего рынка сформировать добавленную стоимость.       

- Спрос сейчас существенно снизился, как можно удержать клиентов?

- Мы провели ряд опросов и выяснили, что наши туристы не собираются отказываться от поездок за границу. Но, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию, они, несомненно, сократят бюджет на путешествия. При этом предпочтут сэкономить не за счёт снижения качества отдыха, а просто сократят количество поездок за рубеж. Так, если раньше путешествовали 2 раза в год, то будут 1 раз, как правило, летом. На основе этих данных мы выработали следующую стратегию: наш клиент отдаёт предпочтение качеству и комфорту, поэтому в 2015 году «Натали Турс» сосредоточится на объектах размещения, соответствующих этому пожеланию. Мы уже выбрали те базовые отели и продукты, на которых сконцентрируем наши продажи. Например,   в Коста-Дорада мы сосредоточимся на 7-8 отелях, включая Estival Park, Estival Centurion и ряд других.

- Какой объём перевозки запланирован в Испанию?

- Мы прикинули, какое количество туристов нам надо, чтобы загрузить заявленные качественные отели. Из Москвы в Барселону потребуется отправлять  около 1,5 тыс. человек в неделю.  Перевозка «Натали Турс» на испанском направлении будет сбалансирована, мы хотим сконцентрироваться на клиентах компании и зарабатывать. Примерно такой же стратегии будем придерживаться и на других наших основных массовых направлениях. Если раньше главной задачей было увеличение объёмов, борьба за сохранение доли компании на рынке, то сейчас делаем ставку на нашу целевую аудиторию и сбалансированное предложение, исключающее демпинг. В первую очередь, объёмы будут обеспечены за счёт тех туристов, которые полетят через Москву.

- Насколько серьёзно может сократиться количество туристов из регионов?

- В период с 2000 по 2006 год вылетов из Москвы всегда было больше, чем из регионов по любому направлению: около 60% рейсов осуществлялось из столицы, 40% приходилось на регионы. После 2006 года пошёл резкий рост объёмов региональных ёмкостей. В какой-то момент пропорции поменялись: уже 40% перевозки  приходилось на Москву и 60% на регионы, а по ряду направлений даже более. Это во многом достигалось за счёт организации серьёзных демпинговых войн. В настоящее время ситуация вновь поменяется, туроператоры будут объединять рейсы и программы, в регионах будет больше происходить сокращений. Так, в Москве объёмы перевозки могут уменьшиться в пределах 30%. В регионах по ряду направлений, в первую очередь, европейским, перевозка может быть полностью ликвидирована, а, например, по Греции, Испании, Кипру объёмы могут сократиться в три раза.

За всех операторов говорить не могу, но «Натали Турс» не ставит перед собой цель увеличения доли на тех или иных рынках. Главная задача – рост рентабельности бизнеса и оптимизация всех бизнес-процессов таким образом, чтобы компания была эффективна с экономической точки зрения.

Однако есть направления, которые имеют право на существование в регионах – это Испания. Также видим возможность сохранения программ  по Греции и Кипру. «Натали Турс» планирует оставить своё присутствие на этих направлениях в основных региональных центрах. Но собственные рейсы ставить не будем, постараемся договориться с другими операторами о совместных программах.

Сейчас определенное волнение по поводу вылетов из регионов вызывает Италия,  нам кажется, что «итальянский» турист в 2015 году предпочтёт поездки через Москву, которая предлагает большое количество качественной  регулярной перевозки по направлению. В связи с этим пока этот вопрос находится в дискуссионном поле, но мы не исключаем, что по Италии из Екатеринбурга, Самары и ряда других городов останутся программы с перелётом до Римини.

Чтобы представить масштабы сокращений программ в регионах, приведу пример: на 15 января в Челябинске было 10 тысяч кресел, а стало 5 тысяч (-47%). Мы сейчас говорим в целом по всем направлениям. В Тюмени было 12 тысяч, стало меньше тысячи (сокращение перевозки составило 93%), Омск – 16 тысяч 600 против 2 тысяч кресел (- 88%). Таким образом, туристические компании показывают, что могут договариваться.

Чего ждать от летнего сезона 2015 года?

- По Испании есть все основания предполагать, что сложится сбалансированная ситуация, без излишка перевозки. На этом направлении, скорее, будет наблюдаться дефицит предложения, чем профицит.

В Греции туроператоры заключили долгосрочные контракты с отелями, необходимость исполнения этих обязательств, может вынудить туркомпании поставить излишки емкостей, поэтому возможен демпинг. С Кипром тоже не совсем понятная ситуация. Направление бурно росло на российском  рынке, доля туристов из РФ здесь существенная, её заместить в 2015 году киприоты другими рынками не смогут. Ожидается сокращение турпотока на Кипр на 30% и свободные комнаты могут создать большие проблемы операторам. Не исключено, что авиакомпании будут предлагать дешёвые билеты на этом направлении, а местные отельеры через ресурсы типа booking.com начнут продавать номера по низким ценам. В итоге продолжится конкуренция между туроператорами, а также усилится давление на рынок со стороны самостоятельных туристов.

 Не должно возникнуть проблемных моментов на итальянском направлении. Мы традиционно договаривались с туроператорами, специализирующимися на Италии, думаю и в этом году мы найдём общий язык, сбалансируем программы, и излишка ёмкостей не будет.
 
Неопределённость возможна по Турции: сейчас сильно завышен доллар, и отельеры будут вынуждены давать спецпредложения, но это не поможет создать адекватного предложения на рынке, учитывая рост курса. Ожидается падение спроса со стороны туристов, поскольку серьёзную долю составляли путешественники из регионов, которые, возможно, предпочтут более дешёвый отдых в Крыму, например. Даже если долларовая  цена снизится на 25-30%, общая стоимость туров в Турцию в рублях будет на 70% дороже по сравнению с тем, что было в прошлом году. Это может привести к двукратному сокращению объёмов. Дальше всё зависит от того, будут ли готовы туроператоры спонсировать увеличение спроса на направлении, давать низкие цены и продавать продукт в минус. В любом случае, на мой взгляд, ситуация на направлении не будет стабильной. Туристы будут ждать спецпредложений, рассчитывая купить туры в последний момент, а туроператоры вынуждены будут терять рентабельность.



- Стоит ли готовиться к новым громким банкротствам?

- Нынешняя зима показывает, что туроператоры находят общий язык и оптимизируют полётные программы, авиакомпании также идут навстречу рынку, сокращаются ёмкости на направлениях и создаётся более или менее стабильная ситуация на рынке. Если эти процессы продолжатся и летом, возможно, сезон удастся пережить без потрясений. Если кто-то из туроператоров решит  воспользоваться нынешней ситуацией, чтобы увеличить своё присутствие на рынке, в таком случае не исключено, что печальные события, начавшиеся в июле 2014 года со средними туроператорами, могут произойти в новом году и с крупными игроками, которые не рассчитают свои силы. В любом случае, до июля ситуация будет достаточно спокойной, не вижу каких-либо предпосылок для серьёзных проблем.

- Сейчас важный вопрос для рынка – реформирование отраслевого законодательства. Выдвигаются различные поправки, предлагается увеличить финансовую нагрузку на бизнес, как оцениваете предлагаемые изменения? 

- У меня двоякое отношение к происходящему. С одной стороны чрезмерное регулирование отрасли государством может привести к негативным последствиям, в первую очередь, для потребителя. Будет снижаться конкуренция, также это создаст определённые барьеры для выхода на рынок новых игроков. С другой стороны, как руководитель компании, которая успешно существует на рынке 20 лет и основным активом которой являются лояльные к бренду потребители, я понимаю, что чрезмерное регулирование отрасли с экономической точки зрения будет крайне благоприятно непосредственно для туроператоров-старожилов рынка.

В нынешней ситуации важно, чтобы регулирование отрасли началось, как можно быстрее. Хотелось бы определиться с правилами работы на рынке не за месяц до начала летнего сезона. Желательно, чтобы в феврале основные поправки были приняты. Очевидно, что если бы более жёсткое регулирование туротрасли было сделано раньше, скандалов, которые происходили в 2014 году, удалось бы избежать. При этом мне не кажется необходимым включать в сферу регулирования турагентства. Они взаимодействуют напрямую с клиентами, наверное, их деятельность могла бы контролироваться законом о потребителях. Думаю, не стоит обременять агентства дополнительными обязательствами.



- Учитывая ситуацию на рынке, многие представители отрасли прогнозируют не очень радостные перспективы для ее будущего. А как они видятся вам?

- Я достаточно оптимистично смотрю на 2015 год, несмотря на то, что в этом и в следующем году объёмы выездного туризма будут продолжать падать. Но на падающем рынке, по крайней мере «Натали Турс» будет уверенно себя ощущать, поскольку имеет лояльных к бренду потребителей и будет стараться не совершать действий, которые могут подорвать это доверие.
 
Комментарии (2)

А как думает народ,Натали соберёт деньги и помашет ручкой?
31.01.2015 в 12:38, Сергей Фукс
Сергей, не любовь у Вас какая то к Натали Турс!!!
12.02.2015 в 11:28, palych73