Всё по закону: кто же ответит за задержку рейса?

Адриана Смирнова, 05.08.2016 13:14
Просмотров: 25911
Продолжая тему ответственности перед туристами за изменение времени вылета, мы обратились за комментариями к юристам. Наш эксперт, адвокат, медиатор Димитрий Морозов подробно разбирает этот вопрос.
 
 "Обращая внимание на взаимоотношения между туристами, туроператорами и перевозчиками нужно четко определить статус каждого участника.
 
Согласно статье 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.
 
Основными составляющими его являются перевозка и размещение (наличие этих двух составляющих является обязательным). При этом туристский продукт может быть дополнен и иными составляющими, например, экскурсионным обслуживанием, трансфером, ужином и т.п.

Отраслевой закон не разделяет и не указывает, какой именно авиабилет может входить в туристский продукт, а какой не может. То есть в законе нет указаний на какую-либо разницу между чартерными и регулярными перевозками.

Статья 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет, что туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за действие (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность несет третье лицо.
 
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что туроператор несет всегда ответственность за перевозчика перед туристами, если они приобрели туристский продукт.
 
Однако существует Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в пункте 50 которого особо отмечено, что по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.
 
И если читать указанный пункт Постановления внимательно, то можно обнаружить, что суд так говорит только про чартерную, но не про регулярную перевозку. Но и обратного положения в тексте тоже нет.

Итак, благодаря разъяснениям Верховного суда РФ, можно сделать однозначный вывод, что по всем спорам, связанным с задержкой чартерных рейсов, перевозка по которым должна быть осуществлена в рамках туристского продукта, ответственность за ненадлежащее предоставление услуг несет туроператор.
 

Однако, если с чартерными перевозками ситуация четкая и однозначная, то с перевозкой на регулярных рейсах, входящих в туристский продукт нужно разобраться дополнительно, тем более, что судебная практика в данном конкретном вопросе не единообразная.
 
Как уже было отмечено выше статья 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» не разделяет, какая именно перевозка входит в туристский продукт, чартерная или регулярная.
Статья 9 отраслевого закона говорит, что ответственность несет туроператор, но норма предусматривает и ответственность иных лиц, если федеральными законами или нормативными актами не установлено, что ответственность несет иное лицо.
 
Например, статьей 786 Гражданского кодекса РФ установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача багажа багажной квитанцией. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения. А пассажир должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз.

Обратим внимание, что при заключении договора реализации туристского продукта турист-пассажир оплату перевозчику не производит, а оплачивает полную стоимости туроператору или турагенту.

Статьей 796 Гражданского кодекса РФ установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа.
Вторая часть Гражданского кодекса РФ (в которую включены статьи 786, 789) начала действовать с 01.03.1996 г.
Но ст. 1 и абз. 4 статьи 9 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» (а именно их действующая редакция) действует с 01.06.2007 года.

Поскольку это два одинаковых по свой силе федеральных закона, то большую юридическую силу имеет последний принятый закон.
Получается, что в 2007 году законодатель не стал разделять перед туристом чартерные и регулярные перевозки, признав любую перевозку заказанную «внутри туристского продукта» частью данного комплекса услуг.
 
Действительно, некоторые суды, иногда решают, что при регулярной перевозке, входящей в часть туристского продукта ответственность должен нести перевозчик. Но есть и другая судебная практика, однозначно устанавливающая ответственность туроператоров перед туристами, приобретшими туристский продукт. По моему мнению, правовая позиция обосновывающая ответственность туроператоров является более  справедливой. Ведь для того турист и приобретает туристский продукт туроператора, чтобы не искать и не покупать все по отдельности".

Рекомендации "Турпомощи" по этому вопросу можно посмотреть
здесь.
 
Комментарии (2)

Хотелось бы услышать рекомендации юриста, что делать агентству! Например НТК-Интурист в этом году очень часто меняет время вылета из Казани в Крым. Сначала берет доплату за конкретизацию рейса, а потом утренние рейсы меняет на вечерние и на обратном вылете вечерние на утренние. Недовольство туристов "выливается" на агентство! Ни извинений, ни компенсаций от туроператора. "По правилам чартерных перевозок время может быть изменено в течении суток". Все агентства молчат!
06.08.2016 в 12:07, Елена
На маршрутной квитанции, выданной туристам для поездки в Карловы Вары ЧСА, стоит примечание "Обращаем Ваше внимание, что ответственность за задержку рейсов компания "Амиго-С" не несет. Все претензии необходимо направлять в авиакомпанию, выполняющую рейс". Туроператор сразу отмежевался от ответственности.Пегас 5 раз переносил вылет в Тунис и каждый раз перевыпускал билеты. Анекс просто тихим сапом на 7 часов задерживал вылеты. Библиоглобус при конкретизации рейса отменял эти самые рейсы, но разрешал выбрать другие, спасибо...Просто за все эти вещи на передовой остаются агентства, держат оборону, извиняются, выслушивают справедливые упреки туристов - в лучшем случае, а в худшем - теряют этих самых туристов или получают от них требования компенсации за подобные вещи.
06.08.2016 в 15:51, Татьяна, турагент
Комментарии для сайта Cackle