Региональная перевозка в России: лед тронулся

Алина Хорошева, 17.01.2013 15:14
Просмотров: 5792

Правительство РФ накануне 16 января 2013 года утвердило правила предоставления субсидий авиакомпаниям на осуществление пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях в Приволжском федеральном округе (ПФО). Предполагается, что общая сумма федеральных субсидий составит более 300 млн. рублей. Эти деньги, а также бюджетные средства регионов ПФО будут направлены в качестве государственной поддержки на развитие региональной авиационной перевозки.

В частности субсидии предусмотрены для организации авиаперелетов (в салонах экономкласса) с 1 апреля по 30 ноября 2013 года между 15 крупными городами округа на 37 прямых рейсах, а также на 20 трансферных маршрутах за счет стыковок в аэропортах Самары, Казани и Уфы.  

Это решение было принято вследствие инициативы полномочного представителя президента России в ПФО Михаила Бабича по созданию проекта Программы развития региональной авиации в округе. После предварительного обсуждения с главами регионов проект был представлен и одобрен на совещании у председателя правительства России Дмитрия Медведева 7 августа 2012 года в Новосибирске.

Уже по итогам этого разговора главный федеральный инспектор по Нижегородской области Павел Жданов встречался с президентом Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Владимиром Лузяниным. Речь шла о производстве самолета ИЛ-114, выпуск которого в настоящее время прекращен. Участники встречи договорились о создании рабочей группы, которая займется будущим ТУ-134 и АН-138. По мнению Павла Жданова и Владимира Лузянина, для развития региональной перевозки в России не нужно приобретать иностранные самолеты. Эксперты в авиационной отрасли считают, что потребности региональной авиации готовы удовлетворить предприятия отечественной авиапромышленности при небольших затратах российских производителей.

Цифры проекта

Согласно сведениям новостей авиакомпаний, ожидается, что проект, разработанный в Приволжье, повысит транспортную мобильность экономически активного населения, поскольку появятся новые удобные маршруты, а билеты для всех граждан России без ограничения возраста будут в два раза дешевле существующих ныне. Это станет возможным за счет 50% субсидирования проекта из федерального бюджета.

Согласно паспорту проекта, протяжённость маршрутов в один конец составит от 300 до 800 км, а средний процент занятости пассажирских кресел – 75%. Чтобы программа начала работать, округу нужно дополнительно всего 18 самолётов ёмкостью 8–14 мест.

Росавиация не позднее 10 марта 2013 года по итогам конкурсного отбора определит одного основного авиаперевозчика, способного организовать воздушные перевозки по всей маршрутной сети округа.

Предполагается, что в течение нескольких лет пассажиропоток в округе существенно увеличится и за год составит около 170 тысяч человек против 40 тысяч на данный момент. Это позволит сформировать устойчивый рынок региональных авиаперевозок в ПФО.

Авторы программы уверены, - чтобы пассажир пересел с других видов транспорта на самолёт, цена билета не должна превышать 3 тыс. рублей за лётный час, а с учетом  50% субсидии стоимость  билета становится конкурентоспособной по отношению к железной дороге и автотранспорту.

Кстати, 18 января 2013 года в Самаре полпред в ПФО Михаил Бабич проведет совещание по поводу реализации этого пилотного проекта. В мероприятии примут участие министр транспорта РФ Максим Соколов, представители Росавиации, авиакомпаний и  правительство регионов ПФО.

Актуальное положение вещей

По последним данным новостей туризма 2013 года, объем авиационных перевозок в Приволжье по сравнению с началом 1990-х годов уменьшился примерно в 5 раз в связи с убыточностью сегмента. На данный момент в ПФО выполняются только отдельные рейсы, в которых задействованы аэропорты  Уфы, Казани, Ижевска, Перми, Самары и Нижнего Новгорода.

Не секрет, что авиасообщение между регионами осуществляется в основном через перегруженные аэропорты столицы. Авиационные перевозки на местных воздушных линиях в округе были полностью приостановлены в конце 2002 года. В связи с этим вся инфраструктура аэропортов ПФО практически пришла в негодность.

Сейчас на территории округа работает 18 аэропортов (в 6 раз меньше, чем в 1984 году). В том числе Казань, Курумоч, Нижний Новгород, Уфа, Оренбург, Саратов, Пермь, Пенза, Ульяновск, Бегишево, Бугульма, Йошкар-Ола, Орск, Чебоксары, Ульяновск-Восточный, Ижевск, Киров и Саранск.

Что же касается парка воздушных судов, то значительная их часть относится к разработкам 60-70-х годов прошлого века. Исключение, пожалуй, составляет компания «Оренбургские авиалинии», эксплуатирующая Ту-204.

Как в Европе бы…

Надо отметить, что для туристического сектора Приволжья реализация «авиационного» проекта – большой плюс. Как отмечают представители турбизнеса в России, отечественные и иностранные туристы с удовольствием бы поехали в уникальные регионы округа, но  неадекватно дорогая перевозка наряду со слабо развитой инфраструктурой и сервисом останавливают активность туризма.

Так, по мнению директора департамента по внутреннему туризму компании «Солвекс-Трэвэл» Сергея Стребкова, при актуальных на сегодня ценах на перевозку столичный и иностранный турист в регионы не поедет, а предпочтет более дешевую и качественную заграницу.

«В Европе за 2 тысячи российских рублей из столичных городов можно добраться до любого провинциального региона, а в России средняя цена на билет в самолете  составляет около 12 тысяч рублей», - заметил эксперт.
 
По словам председателя совета Межрегиональной туристской ассоциации «Открой Приволжье» Сергея Кривцова сегодня лидерами приволжского туризма можно назвать  республики Татарстан, Башкортостан и Пермский край. В целом же туристический потенциал регионов округа используется менее, чем на 50%.

При этом, общий туристический поток в ПФО, в состав которого входит 14 областей и республик, пока не оценили. Однако известно, что в среднем менее развитые с точки зрения туризма регионы принимают примерно по 250 тысяч туристов в год, а лидеры отрасли – по 1 миллиону гостей.

Комментарии