Листвянка: между китайским туризмом и смертью

Administrator, 25.09.2020 10:46
Просмотров: 14111

15 сентября 2020 года Иркутский районный суд удовлетворил иски Байкальской природоохранной прокуратуры о сносе гостиничных комплексов «Байкал Хан» и «Мандарин» в поселке Листвянка Иркутской области — как построенных с нарушением установленных норм и правил. До пандемии COVID-19 это известие вызвало бы волну злорадных откликов у местного сетевого сообщества — ведь многие знают, что эти объекты были построены китайскими предпринимателями (один из них, правда, при этом еще и российский гражданин). Сейчас же ситуация совсем другая…

 

 

В свое время эти довольно незатейливые объекты стали парой дополнительных гвоздей в гроб пасторального облика байкальского когда-то села Лиственичного, превратившегося в постсоветские времена в пародию на черноморский курорт с сибирским колоритом. Листвянка была забита туристами едва ли не круглый год, туалеты строить нельзя (Центральная экологическая зона Байкальской природной территории!), детские площадки — тоже, а вот незаконные гостиницы и другие капитальные сооружения, как оказалось, вполне!..

Определенный парадокс ситуации в том, что к незаконному можно отнести практически все, что построено в Листвянке за последние годы, а это десятки объектов. Строительство ведется, по сути, без генерального плана. Если быть точнее, то генплан у Листвянки есть, но он признан недействительным решением Иркутского областного суда в силу несоответствия федеральному законодательству, в первую очередь — экологическому. Если же этому законодательству соответствовать, то и Листвянка, и другие поселения в границах этой самой экологической зоны Байкальской природной территории будут обречены на вымирание. Но, поскольку вымирать никому неохота, а наоборот — еще и на масло для бутерброда хочется заработать, то, понятно, «вода дырочку найдет». Вот народ и строится в надежде принимать у себя туристов, в том числе и из Китая.

И было бы странно, если бы и местные натурализовавшиеся китайцы — нация, как известно, умеющая делать деньги почти из воздуха, тоже не попробовали зарабатывать на Байкале на приеме своих соотечественников, используя при этом недоделки и несостыковки нашего законодательства, а также довольно существенные аппетиты местных чиновников при относительно низких зарплатах. В условиях, когда в самом Китае бизнесом накоплены просто сумасшедшие, по нашим понятиям, деньги, и при этом эффективно их вложить там, на родине, достаточно сложно, многие из китайских предпринимателей с вожделением посматривают оттуда и на Байкал, куда с каждым годом едет все больше и больше туристов из Поднебесной.

При наличии достаточного количества свободных денег и опыта быстрого и качественного строительства любой сложности они, китайцы, само собой, нашли возможности построиться и в Листвянке, и на других популярных байкальских берегах. При этом, понятно, что их объекты сильно отличаются от тех, которые строят у себя в огороде местные жители. Хотя… — «местные» это сильно условно. В основном это бизнесмены из Иркутска, из Ангарска, Братска и даже из Москвы, скупающие земельные участки у действительно местных, листвянских жителей.

Вот они-то, почуяв реальную конкуренцию со стороны китайских коллег по бизнесу, и начали, в основном, борьбу с «китайской оккупацией Байкала». В ход пошли соцсети, заказные публикации на известных скандальных ресурсах и пр. И схватка между китайцами и россиянами закончилась убедительной победой прокуратуры и суда.

Все бы правильно — если б не один нюанс. Многим жителям Листвянки, например, продавцам рыбы и сувениров, по их словам, «по барабану, в китайских гостиницах живут туристы, или нет, главное — чтобы этих туристов было побольше». Китайских туристов эта категория местных воспринимает вполне толерантно, т. к., по их словам, китайцы хоть и торгуются, но покупают больше других: «Если один турист что-то купил, то тут же подбегают другие из его группы. Китаец считает, что цену вроде бы сбил, а на самом деле дороже других купит».

  1. Их, конечно, раздражает целый набор неприятных сопроводительных аспектов:
  2.  Китайцы пытаются покупать, по привычке, через вичат («вэйсин») с помощью смартфона и QR-кода, а там, в Листвянке, только считанные продавцы успешно освоили эту технологию, остальные — только за наличные.
  3. Китайцы шумные, любят торговаться, а мы к этому не приучены — то, что написано на ценнике, за то и продаём.
  4. Китайцы очень любопытные, могут запросто зайти и фотографировать прямо во дворе частного дома, в церкви, у них свои представления о приличиях.
  5. Ну и прочее, и прочее… Однако возможность кормить детей для листвянского селянина гораздо важнее выражения межнациональных недовольств.

А к единому знаменателю все эти мнения подвел мужик, торгующий на листвянском рынке сувенирами из нефрита, чароита и других поделочных камней, а именно: «С китайцами было веселее, а сейчас кредиты нечем отдавать!.." И с тоской продолжил: «Раньше, как только видишь автобус с китайскими туристами, так сразу в уме прикидываешь, на сколько ты им в этот раз товара впаришь, а сейчас только наши по рынку шляются — по одиночке или семьями, и ничего не покупают. Хоть бы скорее границу открыли!». Мое мнение, что туризм с Китаем может возродиться только в 2022 году этот товарищ принял с агрессией и, похоже, мысленно отправил меня по короткому, но хорошо известному, почти китайскому адресу.

Рынки Листвянки — это индикаторы местного общественного мнения, поэтому блогерам-алармистам и горе-корреспондентам, которые ратуют за «запрет китайского туризма», прежде чем писать, надо было бы пообщаться с теми, кто на этих рынках зарабатывает себе на жизнь. Кстати, там торгуют не только жители Листвянки, но и Порт-Байкала, а также иркутяне. У многих мнение сходится: это не китайские туристы плохие, плохо то, что местные чиновники не способны решать даже самые очевидные проблемы — с туалетами, с набережной, с автопарковками и пр. Вникнуть глубже пытаются немногие.

О том, что, на самом деле, является причиной бардака, царящего на Байкале, мы расскажем в следующем материале.

Автор: Владимир Бережных

Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle