Почему казахстанский МОН отказался от услуг «дочки» ООН
ЮНЕСКО не провел до конца конкурс по привлечению экспертов в проект «Жас Маман»
В октябре 2019 года комиссия по реализации проекта «Жас Маман» определила ЮНЕСКО в качестве зарубежного партнера по привлечению международных экспертов в проект. ЮНЕСКО является специализированным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры, а также имеет специализированный центр
Реализацией проекта «Жас Маман» в Казахстане занимается МОН в лице подведомственного некоммерческого общества «Касипкор». В январе руководство Н
Как все начиналось
В январе 2019 годана торжественной церемонии открытия Года молодежиНурсултан Назарбаев поручил разработать программу «Жас Маман» для подготовки специалистов по 100 востребованным профессиям. Как он сказал, в колледжах должно быть установлено современное оборудование и закуплено 400 комплектов для обучения специальностям. В июле 2019 года на заседании совета иностранных инвесторов
Как отмечалось выше, в ходе написания концепции было решено, что иностранным партнером выступит ЮНЕСКО, которая проведет тендер среди потенциальных поставщиков. Отметим, ЮНЕСКО — это некоммерческая организация и не получает доходы от участия в проектах. Как известно, Казахстан ежегодно производит взносы за членство в различных международных объединениях.
Общий бюджет проекта
В целом, реализация проекта «Жас Маман» включает два основных направления — покупка оборудования и привлечение международных экспертов для консультаций. Для приобретения оборудования в МИО будут предоставлены целевые трансферты. На эти цели в республиканском бюджете заложено порядка 50 млрд тенге.
Вторая часть реализации проекта включает привлечение зарубежных экспертов (через гос.задание в Н
Что известно о компании SopranoGroup. Как сообщается на сайте это частная девелоперская компания, специализирующаяся на образовании, чья доля материнской компании SopranoPlc зарегистрирована на фондовой бирже, поддерживаемой NasdaqHelsinkiOy. Реализует проекты в Финляндии и Швеции.
Мы за ценой не постоим?
Так как в «дочке» МОН не ответили, сколько составила сумма договора с финской компанией, придется отталкиваться от данных из открытых источников. Сумма опубликована на сайте сената парламента, можно предположить, что ей можно доверять.
Итак, на привлечение экспертов планировалось направить 2,7 млрд тенге. Сразу сложно сказать, много это или мало для такого объема работ. Поэтому будет опираться на данные, которые известны. В Казахстане имеется 180 колледжей в 14 регионах страны, их необходимо объехать, проанализировать учебные программы, объединить по признакам — аграрные, строительные, автодорожные
Как подтвердили источники, знакомые со спецификацией по оценке ТиПО, в ней прописано наличие 22 международных и казахстанских консультантов. Для сравнения, компания OliverWyman, победившая тендере Нацбанка, для оценки 14 казахстанских банков привлекла 500 консультантов, порядка 70 сотрудников Нацбанка, более 70 независимых оценочных компаний. Стоимость услуг аудита банковского сектора составила 3,7 млрд тенге,
Безусловно, надо сравнивать сравнимые вещи, но в ситуации, когда других примеров нет, приходится отталкиваться от того, что есть. Можно предположить, что подсчет провизий, долгов, кредитов, залогов, все то, что предполагает аудит банковской систему — это более объемная и сложная работа, чем подготовка рекомендаций по покупке оборудования и предоставление учебных материалов для обучения работников (данная информация, как правило, уже имеется на других языках, примером могут служить образовательные программы европейских стран).
Также траты на привлечение экспертов «Жас Маман» можно сравнить с расходами на содержание самого министерства образования. В целом, содержание МОН в прошлом году обошлось бюджету в 7,0 млрд тенге. То есть траты на 22 экспертов всего в два раза ниже, чем деятельность целого ведомства.
Таким образом, незнание составляющих, из чего сложилась сумма в 2,9 млрд тенге и отсутствие открытого конкурса не позволяет предположить реальную стоимость услуги. Открытый тендер, объявленный ЮНЕСКО, пройди он до конца — объявления результатов, позволил бы понять разброс по стоимости, в конкурентной борьбе компании шли бы на понижение цены. Но непонятная спешка МОН и выбор иностранного поставщика вне конкурентных процедур не позволяют узнать другие ценовые предложения.
Где местные кадры
Помимо отсутствия конкурентного отбора, к МОН возникают другие вопросы. Один из них — это местное содержание. В условиях ЧП правительство РК принимает ряд антикризисных мер для поддержки бизнеса, отменены налоги, введены кредитные каникулы, нефтяникам рекомендовано закупаться у отечественных товаропроизводителей. То есть меры направлены на максимальную поддержку бизнеса. И в этих непростых карантинных условиях МОН одним росчерком пера отправляет 2,9 млрд тенге в Финляндию. При этом, данная спешка непонятна, в любом случае финны не смогут так скоро приступить к работе. Для этого есть объективная причина — отсутствие воздушного сообщения в карантинных условиях.
Другой вопрос: насколько данная работа требует специфических навыков и компетенций? Можно предположить, что требуется немало знаний и умений, но возможно, такие специалисты есть и на казахстанском рынке. К примеру, реализовать проект может консорциум казахстанских и международных компаний, но не полностью отдавать заказ иностранным специалистам. В этой связи возникает вопрос: неужели за 30 лет в Казахстане не вырастили специалистов, которые способны провести оценку состояния колледжей и написать рекомендации по покупке современного оборудования? Обучено 10 тысяч человек по стипендии «Болашак». Безусловно, не все 10 тысяч человек учились проводить оценку колледжей. Но, в данном конкретном случае МОН не может обвинять
… Карантин еще на неопределенное время оставит граждан многих стран невыездными и немобильными. Возможно, за это время МОН обоснует цену закупки, успеет провести конкурс по привлечению экспертов способом открытого тендера, а не станетоткатывать весь тендер иностранной компании без конкурса, что не может не вызывать множества вопросов.
Майра Медеубаева, новости Казахстана Atameken Business.