Прогнозы регионов: в 2016 году турпоток на Дальний Восток вырастет на 35% до 3,6 миллионов человек

Ростуризм 23.11.2016 13:00
Просмотров: 844

В Москве и Хабаровске в режиме телемоста состоялся Совет экспертов на тему «Развитие туризма на Дальнем Востоке: поиск прорывных решений». Мероприятие было организовано агентством EastRussia совместно с экспертно-аналитическим центром РАНХиГС, при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента России в ДФО и Федерального агентства по туризму. В работе Совета приняли участие заместитель полпреда президента России в ДФО Владимир Солодов, начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Светлана Сергеева, директор департамента туризма Администрации Приморского края Константин Шестаков, министр спорта и молодежной политики Сахалинской области Антон Зайцев, представители органов власти и институтов развития субъектов ДФО, ассоциаций туристического бизнеса, Института Дальнего Востока РАН, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Российского государственного института туризма и сервиса и другие.

Участники дискуссии отметили положительную динамику развития туристической отрасли на Дальнем Востоке. По данным субъектов ДФО, турпоток в 2015 году составил 2,7 млн человек, в том числе 2,1 млн человек — граждан Российской Федерации, и 600 тыс. человек — туристов из зарубежных стран. Прирост турпотока в 2015 году по отношению к 2014 году составил более 10%. По прогнозам регионов, в 2016 году суммарный турпоток составит 3,6 млн человек, что будет означать прирост более чем на 35%. Основным драйвером роста в 2016 году стал внутренний туризм (предполагается рост с 2,1 млн человек до 3 млн человек). При этом свыше 80% туристического потока в 2015 году приходилось на Приморский край.

По статистике въездного туризма, лидером на Дальнем Востоке являются Приморский край, за ним с существенным отставанием следуют Амурская область, Сахалинская область и Хабаровский край. Что касается внутреннего туризма, здесь четверка лидеров представлена Приморским краем, Хабаровским краем, Амурской областью и Камчатским краем.

Эксперты согласились с тем, что в настоящее время туристическая отрасль в ДФО развита недостаточно. Доля туризма в валовом региональном продукте субъектов ДФО составляет 1–2% и менее, отрасль представлена преимущественно организациями малого бизнеса, при этом зачастую формирование туристического продукта происходит за счет природного потенциала территорий, а также энтузиазма самих представителей туристского бизнеса, предлагающих широкий перечень туров и экскурсий. В то время как некоторые эксперты традиционно связывали дальнейшее развитие отрасли со снятием ограничений (расшивка «узких» мест на погранпереходах, снижение стоимости регулярных перелетов, развитие инфраструктуры), на экспертом совете звучали предложения прикладного характера о том, как расширять спрос и предложение на рынке в текущих условиях.

По словам заместителя полномочного представителя Президента России в ДФО Владимира Солодова, на уровне федеральной и региональной власти сегодня ведется работа по устранению инфраструктурных ограничений. Так, в поле активной реализации государственной политики по развитию Дальнего Востока сегодня строительство и модернизация сразу трех международных аэропортов — Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского и Хабаровска. Существенный эффект ожидается и от реализации меры Федерального закона «О Свободном порте Владивосток», касающейся упрощенного визового режима для иностранных граждан, въезжающих в Свободный порт.

Вместе с тем, по мнению Владимира Солодова, важным фактором сегодня является достижение согласованности действий в области развития туризма на разных уровнях и между различными ведомствами. Это касается формирования и реализации межрегиональных продуктов, объединения информационных ресурсов, обмена успешным опытом и совместном развитии эффективных практик, таких как, например, выставка «Улицы Дальнего Востока», ставшая одним из ярких событий Восточного экономического форума.

Начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму Светлана Сергеева подчеркнула важность туризма как экспортной отрасли: туриндустрия, по экспертным оценкам, формирует до 7% мирового экспорта услуг. Представитель Ростуризма отметила перспективность развития въездного туризма с точки зрения выполнения поставленной Президентом России Владимиром Путиным задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны и рассказала о предложениях Ростуризма по реализации соответствующего пилотного проекта по привлечению въездного турпотока из стран Юго-Восточной Азии в регионы российского Дальнего Востока.

«Результатами реализации пилотного проекта по развитию въездного туризма в дальневосточных регионах должны стать создание и вывод на рынок комплексного межрегионального экспортного туристического продукта, ориентированного на потребителей из стран Юго-Восточной Азии, увеличение въездного туристического потока в Россию из Китая, Кореи и Вьетнама, увеличение объема товаров и услуг, приобретаемых туристами из указанных стран на территории Российской Федерации, рост доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта России и доли доходов от туризма в ВВП страны и создание положительного опыта для тиражирования в регионах страны», — отметила Светлана Сергеева.

О готовности активно продавать дальневосточные туристические продукты говорили и представители отраслевых ассоциаций. В частности, президент Союза туристических агентств Сергей Голов призвал дальневосточников активнее пользоваться услугами российских туристических агентств, готовых, с его слов, активно включаться и продавать поездки на Дальний Восток.

При этом эксперты обозначили необходимость более четкой координации между регионами Дальнего Востока в вопросах формирования туристических продуктов. По мнению директора Дальневосточного филиала РАНХиГС Вячеслава Кушнарева, каждый из регионов Дальнего Востока имеет свои особенности в аспектах туризма, и их необходимо различать. По мнению руководителя Центра территориального маркетинга Константина Гаранина, у ДФО есть портфель брендов, которые необходимо комплексно развивать, чтобы добиться синергетического эффекта.

В качестве потенциальных прорывных решений для туристической отрасли Дальнего Востока звучали идеи о развитии промышленного туризма на уникальные дальневосточные объекты (космодром «Восточный», КнААЗ, алмазные и золотые прииски); формировании нового уровня сервиса через массовое обучение специалистов отрасли и предпринимателей малого и среднего бизнеса; разработке массового турпродукта и его таргетировании на туристов из соседних стран. Магаданская область предложила в 2017 году разработать и запустить «маршруты памяти» по местам размещения лагерей ГУЛАГа, Приморский край отметил перспективность развития авиачартерных перевозок из различных городов Китая, представители EastRussia озвучили идею по продвижению туризма на Дальнем Востоке под брендом «Без ГМО»: здоровая еда, здоровая вода, здоровый воздух.

Участники Совета экспертов договорились о дальнейшей совместной работе. В частности, уже в конце декабря выйдет в свет специальный выпуск журнала EastRussia, посвященный туризму на Дальнем Востоке, где будут подробно представлены основные предложения, прозвучавшие на мероприятии.

Источник: Ростуризм
Комментарии (0)