Особенности покупки и аренды нежилого помещения под бизнес
Любой бизнес, так или иначе, связан с покупкой или арендой помещений, причем далеко не всегда это только офисные здания и кабинеты. Аренда и продажа помещений в ЦАО, используемых в коммерческих целях, очень популярны, это могут быть склады, павильоны, гаражи и др. Покупка офиса для себя выгодна как по правовым причинам, так и по финансовым. Причем важны не только краткосрочные цели, но и долгосрочные перспективы
Основные плюсы покупки офиса
Почему стоит купить офис для бизнеса:
- длительная инвестиция. Это позволяет не только сохранить свой капитал, но даже преумножить его;
- получение дохода. Это и сдача в аренду, и развитие собственного дела, и даже расширение бизнеса. Например, когда покупается не офис, а целое здание или несколько этажей;
- независимость от арендодателя. Собственник сам себе хозяин и может не переживать по поводу внезапного расторжения договора или повышения арендной платы. Да и условия он вправе создавать лично для себя (разумеется, в соответствии с основными законодательными требованиями и нормами);
- проведение узаконенных перепланировок. Когда офис находится в собственности, то владелец может делать здесь ремонт по своему усмотрению, если получены все необходимые разрешения на эксплуатацию помещения.
Однако приобрести свое нежилое помещение для работы могут себе позволить не все. В основном офисы и здания арендуются, особенно когда речь идет об аренде готового бизнеса (торгового центра, рынка, магазина и так далее). Она бывает краткосрочной (до 1 года) и долгосрочной (свыше 12 месяцев).
Обычно такие сделки заключаются с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами (ООО).
Основные преимущества аренды нежилого помещения
Уровень вакантности в Москве в 2025 г. продолжает медленно снижаться, в первом квартале 2025 года он составил 4,6%, снизившись на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2,8% по сравнению с первым кварталом 2024 года. Несмотря на это спрос на аренду остается высоким.
В чем выгода аренды коммерческого помещения:
- гибкие сроки. В большинстве случаев арендаторы сразу же соглашаются на долгосрочный съем, то есть как минимум на 1 год. Владельцу это выгодно: он точно знает, что будет прибыль и, соответственно, оплата;
- удобство внесения платежей. В отличие от жилого дома или квартиры арендный платеж за нежилое помещение вносится не ежемесячно. В основном это происходит по договоренности с собственником, например, раз в квартал, а иногда и сразу за год;
- соответствие стандартам и нормам. Особенно это актуально для аренды помещений под общепит: тут все должно быть привлекательным, ярким. Хорошо, когда рядом есть удобная парковка, современные коммуникации и другие плюсы;
- предсказуемость съемщиков. Поскольку офис или склад снимают исключительно для работы, то риски повреждений практически сведены к минимуму. В этом плане сдавать нежилое помещение проще: не нужно беспокоиться по поводу его сохранности.
Для самих же арендаторов тоже есть свои плюсы. Например, они могут легко сменить помещение, если бизнес начинает расти и развиваться и, соответственно, требовать большего пространства. Это может быть, например, новый магазин или оптовая точка.
Что необходимо учитывать при аренде нежилого помещения для бизнеса
На первом месте для многих стоит стоимость и местоположение. Тут все зависит от специфики: например, автомойки или бутики должны быть в центре, а вот, например, магазин канцтоваров или супермаркет нужны всем и всегда, поэтому открыть их можно и в спальных районах. Покупатели будут в любом случае. Важно уточнить условия использования. То есть возможные штрафы, зоны ответственности. Если, например, аренда осуществляется не в отдельном помещении, а в торговом центре, то здесь могут быть нюансы. Все это надо заранее обсуждать с собственником, особенно возможные изменения условий аренды. Конечно, должны быть коммуникации (электричество, водоснабжение и канализация).