Эксперт: «Электронная путевка» нуждается в серьезных доработках
«Электронная путевка» была успешно аттестована в качестве государственной информационной системы (ГИС) и готова к началу эксплуатации. Об этом сообщил оператор системы «Национальные туристические технологии». Тем не менее, как подчеркивают эксперты, ее функционал все еще несет в себе множество недоработок, которые при полноценном запуске системы могут привести к серьезным сбоям работы системы, искажениям статистических данных, финансовым потерям туроператоров, сбоям в работе
«
Тем не менее, как пояснил порталу TRN глава комитета по инновациям и внедрению информационных технологий в туризме при «Турпомощи» Игорь Козлов, несмотря на заявление о готовности системы, многочисленные разработчики «электронной путевки» пока так и не смогли решить все проблемы работы с персональными данными.
«А это один из самых больших барьеров со стороны потенциальных туристов и их агентов. Разработчики ИС ЭП и поддерживающие проект организации постоянно указывают только на одну сторону проблемы. По их словам, система создана с учётом всех технических требований, соответствует
Как подчеркивает Игорь Козлов, при подписании договора турагент — клиент, одновременно подписываются разрешение на использование и передачу третьим лицам персональных данных туристов с целью исполнения договора. «Третьи лица, в данном случае — туроператоры, согласно подписанному разрешению, уже не имеют права передавать персональные данные никуда дальше, неким „четвёртым лицам“, не в целях исполнения договор, в том числе и в саму систему ЭП. Пока получается, что передав персональные данные в ЭП, туроператор становится нарушителем федерального закона 152 с весьма серьёзными последствиями. Эту проблему необходимо снимать. И она напрямую касается вопроса допуска ТА к формированию ЭП, а так же к типу подписываемого договора с клиентом, с чем так же необходимо разбираться в данном аспекте» — подчёркивает глава комитета.
Ещё одна упущенная проблема, по словам эксперта: Федеральным законом 152 установлено, обязательство операторов ПД об уничтожении персональных данных, по достижению цели их сбора. «Согласно подписываемым с клиентом документам, достижение цели в данном случае — исполнение договора о оказании туруслуг. Значит, данные обязаны быть уничтожены по возвращению туристов из поездки. Однако операторы ЭП собираются их хранить 3 года. Регламенты уничтожения ПД не созданы ни для туроператоров, ни для оператора ЭП. Цели хранения — не аргументированы. Далее запланирована архивация, цель которой также необоснованна. Для использования данных в целях статистики, а это обозначено, одной из главных задач проекта, во всем мире принят механизм использование обезличенных данных. В проекте ИС ЭП и сопровождающих документах о деперсонализации данных пока нет ни слова. Здесь ведь кроме корректности пользования личных данных туристов есть и вторая, не менее важная сторона медали. Обработка огромного массива лишних данных, хранение и архивации требует больших программных мощностей, технических средств хранения, содержания персонала поддержки. А это — финансовые расходы, которые естественно будут закладываться в стоимость проекта и далее — в стоимость транзакции каждой электронной путёвки, что влечёт её увеличение, причём регулярное, поскольку объёмы хранения и архивации будут постоянно накапливаться» — пояснил эксперт.
Помимо этого, по словам Игоря Козлова, можно констатировать ещё ряд непроработанных моментов. Так, например, на данный момент нет регламента по согласию на обработку/передачу персональных данных от участников тура, не являющихся стороной договора о реализации турпродукта (групповой туризм). Не определены вид ответственности и ответственные персоналии за искажение, утерю или хищение ПД. Не разработаны регламенты по ПД в случае аннуляции тура до его начала или при замене участников тура. Данные туристов не разделены на ПД — типа ФИО, даты рождения или № паспорта и Личные Сведения — кто с кем, когда и куда поехал. Нет иерархии допуска к персональным данным. Например, всем участникам группового тура разрешен допуск ко всем строкам заполнения ЭП или нет? Всем пользователям ИС открыт доступ к строке «стоимость турпродукта», контактным данным туристов
«Если мы не хотим сбоев, скандалов и массовых попыток обхода ИС ЭП, этими проблемами необходимо заниматься прямо сейчас, а не когда информационная система запустится в эксплуатацию» — подчеркнул собеседник TRN.
В завершении отметим, что персональные данные — это не единственный вопрос, вызывающий опасение у представителей отрасли. О других проблемах «Электронной путевки» мы расскажем в следующем материале.