Метаморфозы рынка труда в туризме
В ближайшее время следует ожидать значительных структурных изменений в самой туриндустрии России и её кадровом сегменте. В связи с активной переориентацией турбизнеса на внутренний рынок неплохие перспективы открываются для отечественной отельной индустрии. К такому выводу пришли аналитики портала Job.ru и Аналитического центра Hr Data, которые по заказу TRN провели исследования рынка труда в сфере туризма и отельного бизнеса, оценив ситуацию по итогам 2015 года.
Уходящий год знаменуется сложной ситуацией на российском рынке труда, и кадровая ситуация в туристической отрасли не стала исключением. Банкротства в туриндустрии в 2014 году, экономический кризис, снижение курса рубля, приведшие к падению спроса населения на туристические услуги, значительно ухудшили ситуацию на отраслевом рынке труда еще в прошлом году. Однако наиболее ощутимые удары туриндустрия приняла на себя только осенью 2015 года — запреты на полеты в Египет, потеря турецкого рынка, опять же возобновившийся рост курсов валют. Так, по оценке Всероссийского союза страховщиков, число туристов, выезжающих за рубеж в 2015 году, снизится на 40% — и это только данные, оценивающие ситуацию от потери египетского направления.
Предложение и спрос
На долю предложений от туристических компаний в течение всего 2015 года приходилось чуть менее 1% от всех вакансий рынка. В летний период в соответствии с сезонным спросом число вакансий достигало максимума (0,094% от общего спроса). Оценивая динамику спроса на персонал за второе полугодие 2015 года, аналитики фиксируют на начало декабря (0,08% от общего числа вакансий на рынке) 37% падение по сравнению с «высоким» сезоном.
Число вакансий от работодателей туристической отрасли в уходящем году ежемесячно было ниже на 5–10% в сравнении с аналогичными периодами в 2014 году. Такое, на первый взгляд, не очень большое падение объясняется тем, что активная фаза банкротств операторов туротрасли и падение курса рубля уже в первом полугодии 2014 значительно повлияли как на сам отраслевой рынок, так и на его кадровый сегмент.
Что касается конкуренции среди соискателей за рабочие места в отрасли, летом конкурс на вакансию, как правило, ниже, чем в ноябре—декабре почти в два раза. Так, в 2014 году «летнее» соотношение предложения и спроса составляло 5–6 резюме на вакансию и «зимнее» — 10–12 резюме. По итогам декабря 2015 разрыв между сезонными показателями предложения и спроса увеличится до 2,5 раз.
Спрос на персонал в сегменте отельного бизнеса, как правило, вдвое выше, чем в туротрасли. На долю вакансий от работодателей гостиничной сферы приходится в среднем порядка 2% от всех опубликованных предложений рынка.
Сезонный фактор также оказывает влияние на динамику спроса на персонал в гостиничной сфере, но не так ярко, как в туризме. В летние месяцы число вакансий от туристических компаний примерно в 2 раза меньше, чем от гостиниц и отелей, а к концу года этот разрыв увеличился до 3,5.
Конкуренция между соискателями в сфере гостиничного обслуживания в 1,2–1,5 раза меньше, нежели в туризме.
Зарплатные предложения работодателей
Самыми популярными запросами на персонал в 2015 году были: менеджер по продажам, менеджер по туризму, администратор гостиницы, повар /
Средние зарплатные предложения в декабре 2015 г., руб. | |||||
Город | Менеджер по туризму |
Менеджер по продажам (гостиничные услуги) |
Администратор гостиницы | Повар |
|
Москва | 48 000 | 52 000 | 30 000 | 35 000 | 70 000 |
|
37 920 | 41 080 | 23 700 | 27 650 | 55 300 |
Новосибирск | 31 200 | 33 800 | 19 500 | 22 750 | 45 500 |
Екатеринбург | 32 160 | 34 840 | 20 100 | 23 450 | 46 900 |
Нижний Новгород | 28 800 | 31 200 | 18 000 | 21 000 | 42 000 |
Казань | 27 360 | 29 640 | 17 100 | 19 950 | 39 900 |
Самара | 29 760 | 32 240 | 18 600 | 21 700 | 43 400 |
Челябинск | 29 760 | 32 240 | 18 600 | 21 700 | 43 400 |
|
30 720 | 33 280 | 19 200 | 22 400 | 44 800 |
Уфа | 29 760 | 32 240 | 18 600 | 21 700 | 43 400 |
Красноярск | 30 720 | 33 280 | 19 200 | 22 400 | 44 800 |
Динамика предложений в 2015 году
В целом по рынку труда зарплатные предложения работодателей находятся на том же уровне, что и год назад. Отрицательная динамика свидетельствует об увеличении доли вакансий для менее квалифицированного персонала (официанты, горничные). Положительная динамика свидетельствует об изменении спроса в пользу вакансий по менеджерским позициям.
Город |
Средние зарплатные предложения по сфере туризма и отельного бизнеса, декабрь 2014, руб. |
Средние зарплатные предложения по сфере туризма и отельного бизнеса, декабрь 2015, руб. |
Рост / падение, % |
Москва | 32 100 | 34 400 | 7,2 |
|
26 900 | 28 900 | 7,4 |
Новосибирск | 29 700 | 28 500 | -4,0 |
Екатеринбург | 23 800 | 25 300 | 6,3 |
Нижний Новгород | 22 100 | 24 300 | 10,0 |
Казань | 20 800 | 21 500 | 3,4 |
Самара | 28 700 | 27 300 | -4,9 |
Челябинск | 27 600 | 26 300 | -4,7 |
|
27 400 | 27 200 | 7,2 |
Уфа | 23 500 | 24 800 | 7,4 |
Красноярск | 28 200 | 27 300 | -3,2 |
Прогнозы на 2016 год
По оценкам аналитиков Job.ru и Центра Hr Data, множество событий, протекающих в последнее время в политической плоскости и бьющие «молотом» по туриндустрии, принесут немало сложностей участникам рынка в следующем году. Тем, кто успешно сможет переориентироваться на новые направления, активно осваивать внутренний рынок, возможно, удастся избежать сокращений персонала внутри компаний.
Рынок труда в отельном сегменте представляется в этом отношении более устойчивым, поскольку спрос на внутренний туризм будет увеличиваться, в этом случае можно ожидать увеличения числа вакансий для новых сотрудников.