Всё по закону: разбор договора реализации турпродукта

Адриана Смирнова, 13.09.2016 16:26
Просмотров: 36981

В настоящее время ведётся работа по утверждению типовых форм договора о реализации туристского продукта. О том, что важно знать агенту, законодательных инициативах, сложностях процесса и перспективах говорит наш эксперт, адвокат, медиатор Димитрий Морозов.

По его словам, статьей 10 ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» в редакции, которая будет действовать с 01.01.2017 г. установлены требования к договору реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а также турагентом и (или) иным заказчиком.

Определено, что данный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Отмечено, что типовые формы договора должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть Министерством культуры Российской Федерации.

Подводные камни

Если в случае заключения договора туроператором все более-менее понятно, то в отношении турагента возникает ряд вопросов, требующих размышления.

Основное обстоятельство, которое видно сразу, заключается в том, что законом предусмотрена разработка типовых договоров реализации туристского продукта, заключаемых между турагентом и туристом.

Но, заключая такой договор, турагент должен обладать правами и обязанностями, которые передает ему туроператор. Передача осуществляется путем заключения соответствующего агентского или похожего договора.

Однако в тексте закона отсутствует упоминание о необходимости разработки типового договора между туроператором и турагентом. Могу предположить, что на практике это может вызвать ряд сложностей в работе турагентов. А именно, договор между туроператором и турагентом, при использовании турагентом типового договора, может не полностью соответствовать договору между турагентом и потребителем по объему прав и обязанностей. Это может повлечь возложение на турагента дополнительных рисков, например, финансовой ответственности.

Вопрос о соответствии данных договоров, о наличии типовых договоров между туроператором и турагентом, по моему мнению, еще будет подниматься, и, я надеюсь, решится положительно.

Законодательные инициативы

Следует также отметить, что в настоящее время подготовлен проект Приказа Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком».

По имеющейся информации, данный проект еще дорабатывается, собираются мнения отраслевых общественных организаций. И это, вероятно, является положительным моментом, поскольку в ходе обсуждений обращается внимание на юридические и экономические различия субъектов профессиональной туристской деятельности (туроператоров и турагентов), на разный объем прав и обязанностей, на трудности, возникающие в ежедневной работе.

По моему мнению, есть все основания надеяться, что в итоге отрасль получит новый хороший типовой договор реализации туристского продукта, который будет защищать не только потребителей, но и предусмотрит справедливые нормы в части ответственности туроператоров, турагентов.

В практической деятельности имеет значение и мнение Роспотребнадзора об используемых документах, их содержании. Например, при проведении проверок они будут учитывать все вышеизложенные обстоятельства. И по этой причине знать и понимать все условия типового договора для турагента (и туроператора) крайне необходимо.

В то же время, с практической точки зрения хотелось бы отметить и то, что согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора.

То есть стороны могут заключить договор смешанный или даже прямо не предусмотренный гражданским законодательством, но не запрещенный им. Согласно статье 427 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати. А в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев.

Собственно данные нормы толкуются практически буквально, что подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Главные выводы:

1)​ Договор реализации туристского продукта обязательно должен содержать существенные и иные обязательные условия договора реализации туристского продукта, отраженные в статьях 10 и 10.1 ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и соответствующих разделах Гражданского кодекса Российской Федерации;

2)​ Типовой договор реализации туристского продукта не является обязательным;

3)​ Стороны вправе использовать типовой договор, а в случае, если в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, то они применяются в качестве обычаев (то есть в спорных, но не раскрытых в тексте ситуациях).

 

В заключение приводим статьи 10 и 10.1. отраслевого закона, в которых содержатся существенные и, так скажем, иные обязательные условия, которые должны быть в договоре реализации туристского продукта.

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

-полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

-размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);

-сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

-общая цена туристского продукта в рублях;

-информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

-права, обязанности и ответственность сторон;

-условия изменения и расторжения договора;

-сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

-информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора при условии, что денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно в случае, если фонд персональной ответственности туроператора не достиг максимального размера (за исключением туроператоров, указанных в абзацах втором и третьем части пятой статьи 4.1 настоящего Федерального закона);

-информация о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о возмещении реального ущерба туристу и (или) иному заказчику за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в случае, если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера;

-условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно либо в составе туристского продукта, электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту и оформленного на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия;

-условие выдачи туристу и (или) иному заказчику, приобретающим у туроператора услугу по размещению в гостинице или ином средстве размещения отдельно либо в составе туристского продукта, документа о бронировании и получении места в гостинице или ином средстве размещения (ваучера) на условиях, согласованных с туристом и (или) иным заказчиком в договоре о реализации туристского продукта.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, условиями которого предусмотрена обязанность страховщика осуществить оплату и (или) возместить расходы на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания при наступлении страхового случая в связи с получением травмы, отравлением, внезапным острым заболеванием или обострением хронического заболевания, включая медицинскую эвакуацию туриста в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (далее - медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания), и (или) возвращения тела (останков) туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (далее - возвращение тела (останков) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и страны временного пребывания, или сведения об отсутствии договора добровольного страхования.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме:

о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений;
о возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора (в случае, установленном частью десятой статьи 11.6 настоящего Федерального закона).

выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта.

Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом

Настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К таким отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с существенными условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также содержать следующие существенные условия:

полное и сокращенное наименования, адрес, место нахождения турагента;

информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги, входящие в туристский продукт, по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, в том числе информация о способах связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты);

информация о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента;

обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;

обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;

обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия (в том числе потребительских свойств туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.

При реализации турагентом туристского продукта турагент предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта.

Турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта.
 

Комментарии

Материалы по теме