Петербургский туризм растет за счет Китая и Индии

Сергей Владимиров, 13.02.2013 10:58
Просмотров: 6640

Планы властей города на Неве к 2016 году увеличить въездной турпоток до 8 млн человек оказались под угрозой: как сообщают руководители турфирм, новости по итогам 2012-го говорят о том, что этот показатель не превысил 5,7 млн туристов, за год увеличившись не более чем на 5%. Если такие темпы въезда сохранятся и впредь, намеченных рубежей достигнуть не удастся.

Расчеты Санкт-Петербурга таковы: согласно принятой в 2011 году программе развития отрасли на период до 2016-го, объемы приема гостей города к окончанию ее реализации должны составить 8 млн человек, а доходы – возрасти со 115 млрд рублей до 285 млрд. Если учесть, что в 2011-м северная столица приняла 5,5 млн туристов (из них 2,6 млн – из-за рубежа), а в 2012-м – 5,7 млн (число гостей из-за границы не возросло), то 8 млн туристов в 2016-м становятся очень амбициозной задачей.

«Достичь этого нам удастся только за счет комплексного решения проблем, имеющихся в отрасли, – уверен губернатор города Георгий Полтавченко. – Иначе выиграть борьбу за туриста у других европейских столиц не получится».

Реальная картина

Участники расширенного заседания Комиссии по въездному туризму Северо-западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) незадолго до окончания 2012 года констатировали: количество гостей города почти не растет. Да и их «качество», как обычно в этих случаях говорят, оставляет желать...

Неслучайно и генеральный директор компании «Арктур Тревел» Елена Мальчонок и ее коллега из фирмы «Мир» Валерий Фридман констатируют, что количество обслуженных их предприятиями туристов в 2012 году осталось на прошлогоднем уровне.

«Рост числа гостей если и происходит, то только в сфере круизного туризма, – отмечает Валерий Фридман. – Да и набор услуг, которые интересуют зарубежных, в частности, заказчиков, остается практически неизменным: они по-прежнему делают ставку на проверенные варианты туров».

По официальным данным, количество въезжающих в Петербург иностранцев и вправду не растет: показатель в 2,5–2,6 млн человек остается неизменным уже 2–3 года. И если число желающих увидеть северную столицу граждан стран Азии показывает существенную положительную динамику (для китайцев – до +30%), то европейцы интерес к городу на Неве теряют. Из европейских стран заметную положительную динамику турпотока в сезоне 2012 года показала только Германия, прибавившая более 22%. Зато испанцев стало меньше на 7%, датчан – на 22%, финнов и эстонцев – на 10 и 13% соответственно. Да и в целом динамика со стороны стран ЕС не радует: количество групп становится все меньше, а длительность их пребывания – короче.

«Жители стран ЕС все чаще предпочитают индивидуальные поездки, – констатирует глава СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. – А рост количества приезжающих в Петербург китайцев, индийцев или японцев обусловлен в основном тем, что в наш город появилась удобная авиаперевозка».

В результате летом 2012 года впервые за последнее время в Петербурге были приняты большие группы из Индии, а китайцы вообще показали завидную динамику прибытий. В отличие от групп из стран Азии, в которых довольно много молодых людей, Европа по большей части поставляет в северную столицу России туристов «в возрасте».

Дело в том, что европейский зарубежный турпоток в Питере перераспределяется в пользу круизов (на них, с учетом пассажиров паромов, приходится свыше 30%), основными покупателями которых остаются люди небедные, но пожилые.

В целом ситуация патовая. Пассажирская навигация на реках и каналах Петербурга 2012 года завершилась тем, что объем перевозок снизился на 6,8% (до уровня чуть более 1,5 млн человек). А в рамках опроса, проведенного СЗРО РСТ по итогам новогодних каникул, зафиксировано снижение турпотока примерно на 15%. Причем количество школьных групп из регионов России, ранее традиционно приезжавших в Петербург, снизилось почти на 20%.

На фоне просевшего въездного турпотока выездной, по данным новостей туризма 2013 года, напротив, демонстрирует весьма положительную тенденцию. За новогодние праздники автомобильную границу РФ с Эстонией только в МАПП «Ивангород» пересекли более 145 тыс. человек (на 7% больше, чем за аналогичный период 2011 года), а на финском направлении – около 460 тыс. человек (рост почти 10%).

За то же самое время из Финляндии в Россию в новогодние даты наземным автомобильным транспортом въехало только 181 тыс. человек, а через Ивангород из Эстонии – только 20 тыс. граждан иностранных государств…

Корни проблем

Причины, «тормозящие» въездной (как внутренний, так и зарубежный) турпоток известны.

«В том числе высокая цена турпакета, – отмечает руководитель компании «Ника» Леонид Флит. – Происходит рост стоимости практически всех его составляющих, но наиболее значительно увеличиваются цены на размещение». Причем в сезоне 2012 года петербургские отели уровня 5* цены почти на «задирали», а гостиницы экономкласса, пользуясь своей малочисленностью и востребованностью, в этом отношении не стеснялись – есть случаи, когда стоимость размещения возросла, по сравнению с летом 2011-го, на 27%.

Во сколько обходится туристу Петербург? В прошлом году портал Price of Travel опубликовал рейтинг городов Европы, пребывание в которых будет самым недорогим. Как ни удивительно, Петербург занял в нем седьмое место, а один туристический день аналитики оценили в сумму около $40. Какие же расходы входят в эту цену? Это суточная стоимость проживания (в самом дешевом отеле, мотеле или хостеле), две поездки в общественном транспорте, три «бюджетных» приема пищи, столько же бокалов местного пива (или вина) и одно посещение известной достопримечательности в течение дня.

Соответствуют ли расчеты действительности? Вряд ли. Элементарный подсчет расходов показывает, что сутки самого «экономичного» пребывания в Петербурге (по методике Price of Travel) обходятся туристу в 1,75 тыс. рублей (размещение в хостеле – 700 рублей, две поездки – около 50, 500 рублей на питание, 150 – на пиво и 350 – на Русский музей). Даже если везде ходить пешком, отказаться от пива и перейти на двухразовое питание, ниже суммы в $50 опуститься не получится…

Однако на сайте «Санкт-Петербург: открытый город» один день пребывания для иностранцев оценивают более чем в 8 тыс. рублей, а для россиян – вдвое меньше. Видимо, предполагается, что зарубежные гости будут жить и питаться хотя бы по среднему европейскому стандарту, который предусматривает проживание в более или менее качественном отеле, обед или ужин – на сумму выше, чем 10 евро в день.

Если добавить избитый вопрос соотношения цены и качества, то проблема только усугубляется: не секрет, что даже в культурной столице России, дорого заплатив за услугу, турист не всегда получает то, что хотел. Причем объяснить иностранцу, почему ему нахамили в гардеробе музея или театра, а в ресторане подсунули блюдо «второй свежести», бывает крайне трудно.

Второй по значимости проблемой, мешающей развитию турбизнеса в городе на Неве, эксперты признали транспортную составляющую, включая не только пробки, но и состояние автобусного парка, а также квалификацию водителей.

«Ситуацию отлично иллюстрирует случай с нашими туристами: впервые за 18 лет работы этим летом группа опоздала в аэропорт из-за пробок», – констатирует Ольга Дубинина («Фремад-Раша СПб»). А в сезоне 2013 года, когда придется работать в условиях почти закрытого для движения Дворцового моста, ситуация только усложнится.

И, конечно, для иностранцев тормозом остается виза. Вопрос это политический: в одностороннем порядке визы отменять не будут. Тем более, что многие из европейских соседей России на этом неплохо зарабатывают. Финны, к примеру, только в Петербурге выдают в год уже более 1 млн шенгенских виз, и если каждая стоит 35 евро – сумма получается приличная.

Что касается туристов с Запада, то их волнует не столько стоимость российской визы, сколько сложность процедуры и сам факт необходимости ее прохождения. Ведь в Европе выросло уже целое поколение, которое слово «виза» не совсем понимает: значительная часть мира гражданам ЕС доступна без ограничений. А тут надо получать приглашение, собирать документы, платить – проще взять и поехать туда, где виза не нужна.

Еще одной важной проблемой, явно не способствующей развитию в Петербурге туризма, эксперты называют крайне слабое продвижение города в качестве туристической дестинации. Увы, после неудачной попытки «двигать» северную столицу под слоганом No bears, just beauties (на фоне заваленного снегом Эрмитажа разгуливал медведь, а внизу, не слишком крупно, красовался слоган), удачных не было. И хотя в целом на продвижение и рекламу Петербурга в программы развития туризма за 6 лет потратят 412 млн рублей (из них большая часть придется на участие в выставках), до сих пор российский многомиллионный Санкт-Петербург со всеми его культурно-историческими богатствами иностранцы нередко путают с другим Санкт-Петербургом – заштатным городком во Флориде…

Свет в конце тоннеля

По мнению руководителя СЗРО РСТ Татьяны Гавриловой, туристический рынок Петербурга нуждается в создании новых турпродуктов, ориентированных на современную аудиторию. В качестве иллюстрации она приводит пример. Одной из групп туристов в городе на Неве на выбор предложили пойти либо на классическую экскурсию, либо на экскурсию в музей КГБ – 70% предпочли второй вариант… Ее мнение поддерживает и руководитель одной из крупных компаний, работающих на прием, – Леонид Флит.

«Традиционные, годами проводимые экскурсии хороши, но новое время требует появления новых маршрутов, – считает он. – Поэтому в Петербурге сейчас активно идет работа по разработке предложений, которые будут интересны самым разным категориям туристов». В этой связи появление квестов, походов по крышам и экскурсий по городу в стиле хип-хоп вполне логично.

По оценке экспертов петербургского филиала Высшей школы экономики, в настоящее время гастрономические особенности северной столицы, которые могли бы привлечь туристов, тоже практически не используются туроператорами.

Кроме того, Петербург нуждается в ярких событиях. Валерий Гордин, профессор «Вышки», констатирует, что «из 270 мероприятий, которые организуют в Петербурге, действительно интересны туристам единицы». Например, фестиваль «Алые паруса». Других, собственно, пока и нет…

Вывод очевиден: для того чтобы выполнить принятую властями шестилетку развития туризма и достичь желаемого въездного турпотока в 8 млн человек, Петербургу придется изрядно попотеть. И уповать только на круизеров и паромных туристов было бы непредусмотрительно. Они городу хоть и интересны, но не слишком выгодны. Ведь пассажиры круизных судов в отеле не нуждаются, а в Петербурге находятся максимум двое суток.

Если Петербург хочет стать одним из лидеров европейского туризма, ему придется работать локтями, расталкивая конкурентов, и тратить деньги на то, чтобы о нем знали больше, чем об американском тезке.

 

Страны, регионы и города: Россия, Санкт-Петербург
Комментарии