Как вести себя агентствам в ситуации с «РоссТуром»? Советы юристов

Елена Калиновская, 04.10.2018 10:43
Просмотров: 4076

Приостановка работы сразу нескольких туроператоров с центром бронирования «РоссТур» поставила под удар сотни агентств: по словам экспертов, теперь представителям розницы придется столкнуться с претензиями со стороны туристов, отдых которых не состоялся. О том, что делать в сложившейся ситуации агентствам, рассказал порталу «Travel Russian News» руководитель компании «Юристы для бизнеса Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.

«Ситуация для турагентов непростая. Очевидно, что как было уже не раз, агенты примут на себя основной вал претензий и исков от туристов», — подчёркивает эксперт. 

Если говорить об аргументах в защиту турагента, то, по словам Александра Байбородина, они могут быть следующими:

  • Во-первых, несколько юридических лиц «РоссТура» были в реестре туроператоров и имели финансовые гарантии на сумму 150`000`000 рублей. Здесь возникает вопрос, какое юрлицо было указано в договорах агентов с туристом? Если был указан «РоссТур», риски агента уменьшаются на порядок. В этом случае агенты могут ссылаться на ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» об ответственности туроператора за исполнение обязательств по договору. Кроме того, в случае официального объявления «РоссТуром» о прекращении туроператорской деятельности, у туристов и агентов появляется шанс получить выплаты за счет страховщика, обратившись к нему с соответствующим требованием. Если в договоре с туристом был указан другой туроператор, возможность обратиться к страховщику теряется и турагентам, и туристам придется взыскивать денежные средства в судебном порядке.
  • Во-вторых, не стоит забывать, что агент в любом случае является посредником и действует по поручению и за счет Принципала — не зависимо состоит принципал в реестре туроператоров или нет. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», размер ответственности турагента (посредника) ограничен суммой агентского вознаграждения. В связи с этим, ни при каких обстоятельствах размер ответственности турагента не может превышать суммы агентского вознаграждения.

Рекомендации на данный момент могут быть следующими:

  1. Дождаться ясности относительно прекращения деятельности «РоссТур» и того, будут ли выплаты по фингарантиям.
  2. Туристам в ответ на их требования направлять предварительные ответы.
  3. После прояснения картины — в зависимости от ситуации:
  • обращаться от имени туристов к страховщику или к «РоссТуру» в досудебном и в судебном порядке
  • возвращать туристам денежные средств полностью или частично, заключая соглашения об отсутствии претензий
  • отказывать в возврате денежных средств со ссылкой на закон, судебную практику и посреднический характер действий агента.
Комментарии (2)

Вот именно об этом все сразу почему-то забыли (Ростуризм, в т.ч.)) - "Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», размер ответственности турагента (посредника) ограничен суммой агентского вознаграждения. В связи с этим, ни при каких обстоятельствах размер ответственности турагента не может превышать суммы агентского вознаграждения". Уважаемые коллеги, держитесь!
05.10.2018 в 10:28, lilia-hak@yandex.ru
Неплохо было бы обратить внимание Ростуризма не только на сети, но и на туроператоров Санмар и Корал , которые заключают с турагентами на 2018 год очень хитрые договора , по которым они тоже являются " АГЕНТАМИ ТУРОПЕРАТОРА" , а не Туроператорами , т.е. если они обанкротятся , туристы от страховой тоже ничего не получат ? договор 2-хсторонний и только в подтверждении бронирования мы можем видеть Туроператора .
05.10.2018 в 13:15, Татьяна