«Островок B2B»: доверие к турагентам растет — клиенты увеличили бюджеты и чаще обращаются за выездным отдыхом
По итогам высокого сезона 2025 года (июнь—сентябрь) спрос на услуги профессиональных туристических агентов в России продолжает уверенно расти. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённого сервисом для профессионалов туриндустрии Островок B2B среди 640 представителей агентств, туроператоров и независимых агентов.
Ключевые тренды:
- Рост доверия. 63% респондентов зафиксировали рост числа заказов по сравнению с прошлым годом. Это подтверждает устойчивую тенденцию: на фоне роста цен и усложнения логистики туристы всё чаще выбирают надёжность и экспертное сопровождение классических турагентов для сложных и дорогих поездок.
- Рост бюджетов. Российские туристы не сокращают, а напротив, увеличивают расходы на отдых. 81% агентов, работающих с выездными направлениями, и 70% — с внутренними, отметили рост среднего чека по сравнению с 2024 годом. Этот тренд синхронизирован с общим восстановлением выездного туризма (+14–15% за год по данным РСТ) и ростом внутреннего (+5,84% или около 97 млн поездок по итогам года.
- Доминирование выезда. В структуре продаж агентов преобладали зарубежные направления (53% респондентов), что соответствует прогнозам отраслевых ассоциаций о постепенном восстановлении выездного потока. Внутренние поездки стали основным фокусом для 30% агентов, а 17% зафиксировали паритет спроса.
- Планирование наперёд. Для выездных туров характерно заблаговременное бронирование: 79% клиентов обращались за 1–6 месяцев до поездки. Это говорит о высокой степени спланированности и доверии к агенту на раннем этапе, в отличие от внутреннего туризма, где основная доля бронирований пришлась на 2–8 недель до заселения.
- Персонализация и уникальный опыт. Запрос на индивидуальный подход стал системным: 72% профессионалов получали от клиентов требования по адаптации стандартных предложений. Это подчеркивает переход рынка от массового предложения к созданию уникальных, «под ключ» туристических продуктов.
Дарья Кочеткова, управляющий директор группы компаний Островок, прокомментировала: «Турагентский бизнес нельзя назвать высокомаржинальным, поэтому тот факт, что даже на фоне роста цен на туристические услуги россияне не отказываются от путешествий, а, напротив, увеличивают бюджеты, позитивная тенденция. Агентам доверяют, и важно, чтобы они могли оправдать это доверие — например, предложить новые направления, актуальные маршруты и необычные отели, сформировать индивидуальные программы, учитывающие потребности каждого туриста. Грамотные агенты, которые смогут проявить персональный подход к запросам клиентов, будут востребованы всегда».
Чаще всего за услугами профессионалов обращались семьи с детьми — 72% агентов отметили, что запросы этого сегмента касались поездок за границу. В путешествиях по России турагенты в равной пропорции работали с семейными туристами и парами без детей — 56% и 50% соответственно.
Примечательно, что туристов, путешествующих в одиночку, больше привлекал внутренний туризм — 28% турагентов помогали
Наиболее популярными форматами поездок у туристов были пляжные и экскурсионные туры, деловые поездки, оздоровительные программы и круизы. Примечательно, что оздоровительных отдых в санаториях и отелях был в два с половиной раза более востребован в России (32%), чем за рубежом (13%).
По оценкам профессионалов, среди зарубежных направлений по количеству бронирований лидировали
Внутренний туризм возглавили
Профессионалы отметили, что в поездках по России основной спрос приходился на отели четыре и три звезды, а также апартаменты.
Лидерами выездного спроса традиционно стали
Внутри страны безоговорочными лидерами остаются

