Эксперт: «Слух о падении внутреннего турпотока идёт от мелких ТО»

Алена Донская, 19.03.2018 11:08
Просмотров: 10435

Российские регионы все больше интересуют туристов, а инфраструктура крупных туристических городов и популярных мест уже может составить конкуренцию западным вариантам отдыха. Внутренний туризм в России будет расти и дальше, убежден Дмитрий Давыденко, председатель Всероссийского объединения туристов, заместитель председателя Общественного совета при Ростуризме.

TRN: Дмитрий, согласны ли вы с мнением о якобы наблюдающемся спаде внутреннего туристического потока?

Дмитрий Давыденко (Д.Д.): Никакого спада нет! Есть рост и перераспределение потоков. Потоки перераспределяются от туроператоров к другим туроператорам, от туроператоров к самостоятельным путешественникам, от курортов к другим курортам. Если, к примеру, аэропорт Анапы показывает уменьшение потока, то это абсолютно не означает, что поток в Анапу упал, а, тем более, что упал общий турпоток. Для оценки падения или роста потока надо взять и еще другие данные, кроме данных аэропорта. Нужны данные РЖД, автомобильного транспорта, средств размещения. Рост некоторых компаний по курортам Краснодарского края составил в 2017 году более 50 процентов.

Предположения о снижении количества внутренних туристов исходят от туристических компаний не из первой лиги. И это объяснимо. Дело в том, что на рынок внутреннего туризма вышли крупные международные туроператоры, которые уже начали откусывать, а в скором времени съедят все вкусные части общего пирога и оставят мелких операторов без туристов.

Эти крупные операторы занимались выездным туризмом, а теперь делают ставку на внутренний. И в наступающем и следующем году мелкие компании еще более провиснут во внутреннем туризме за счет активности крупных туроператоров, имеющих огромную развитую систему дистрибуции. У них свои самолеты, рейсы, и они ставят их и на региональные направления. У таких компаний масса партнеров, больше финансовых возможностей, в том числе на продвижение. Они могут дать скидку за счет блоков мест в отелях… То есть могут сделать продукт дешевле, а значит, более конкурентоспособны.

TRN: Какова статистика, насколько активно развивается внутренний туризм?

Д.Д.: Вот несколько цифр. По данным Росстата, в 2014 году услугами отелей в России воспользовалось 38, 4 млн. россиян, в 2015 — 49,2 млн., в 2016 — 54,28 млн., а в 2017 году, согласно предварительным данным, более 56, 8 млн. Это цифры, еще раз подчеркнем, по жителям России.

Отмечен также рост посещения нашей страны и иностранными туристами. В 2014 году в российских гостиницах размещалось 4,6 млн. туристов из-за рубежа, в 2015 — 5,6 млн., в 2016 — 6,1 млн., предварительная цифра в 2017 году на данный момент составляет 6,4 млн. зарубежных туристов.

TRN: Насколько активно сейчас развивается организованный внутренний туризм?

Д.Д.: Потребители выбирают разные пути. Туристические компании обеспечивают достаточно дешевый перелет, что не могут обеспечивать регулярные рейсы. Поэтому тур с чартерным перелетом дешевле. Но у нас много автомобильных туристов и тех, кто путешествует поездом.

TRN: Какой отдых в России наиболее востребован?

Д.Д.: В России 80 процентов населения отдыхает один раз в году, ведь в основном это люди, работающие по найму, госслужащие. Поэтому такие туристы стараются совмещать свой отдых с каникулами детей. Климат у нас в стране суровый, поэтому основная масса едет на море. Детям нужно солнце и свежий воздух. То есть пляжный туризм у нас все же превалирует. Ну, а выбирают потребители между курортами России и зарубежных стран. И Сочи тут вполне успешно конкурирует с Турцией, Грецией, например.

Те, кто отдыхает два раза в год, уже могут себе позволить второй отпуск провести не у моря, а занять его экскурсионным отдыхом в наши интересные города, отправиться в какие-то интересные места. Это могут быть горы, наши яркие региональные места, тот же Алтай, популярны экскурсионные туры, или зарубежный туризм. Тут уже зависит от кошелька и предпочтений. Кто-то предпочитает отдыхать, по традиции, в санаториях.

Есть сегмент туристов, которые отдыхают 4–5 раз в год. Такой турист выбирает разные варианты отдыха, это, в том числе, и поездки в необычные места, горные лыжи. У нас пока не так много мест, где можно кататься на горных лыжах: Алтай, Кемеровская область, Кавказ, Сочи. Но это дорогой туризм, не массовый, количество туристов-горнолыжников невелико. Чтобы на такие курорты ездила достойная публика, они должны обеспечивать хорошее качество своей услуги. Ведь люди, которые катаются на горных лыжах, могут себе позволить Францию, Италию и другие страны. Но, по крайней мере, Красная поляна уже соответствует среднему мировому уровню. Туда уже приезжают иностранные туристы.

Популярны также выезды на 1–2 дня в близлежащие города.

TRN: Какие российские регионы наиболее востребованы у туристов?

Д.Д.: Сочи показал хороший рост. Геленджик, Анапа тоже популярные курорты. Активно набирает своих туристов Крым. В целом внутренний туризм хорошо развивается везде. Казань стала популярным туристическим городом, как и вообще в целом Волга и интересные места на этой крупнейшей реке России. Камчатка стала привлекать к себе туристов, местные операторы Сахалина готовят туры, хотя там пока немного отелей. Выросла популярность путешествий по Золотому Кольцу России, и в целом наши небольшие города стали привлекать туристов. И конечно, все больше туристов посещают Москву и Санкт-Петербург.

TRN: Какие факторы способствуют росту внутреннего туризма?

Д.Д.: Конечно, экономический кризис сделал свое дело. Туризм вообще всегда активно реагирует на политические и экономические изменения в стране. Когда произошел скачок доллара, у нас просел международный туризм. Потом население свыклось с ситуацией, и зарубежный туризм снова стал расти. Затем закрытие Турции снова сильно повлияло на рост внутреннего туризма. Египет люди быстро сменили на Вьетнам и Таиланд. Конечно, если Турция вернется как полноценное направление отдыха, туда пойдет отток туристов. Но все равно рост внутреннего турпотока уже постоянный и он не свернется.

Рост интереса к отдыху растет, значит, экономика стабилизируется, потребители доверяют сфере туризма.

Вообще, в целом мы наблюдаем тренд интереса к российским регионам. Резкого скачка пока нет, но интерес мы видим. Самый хороший рост, если подытожить, показывают Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Крым, — пляжный и экскурсионный туризм.

TRN: Не кажется ли вам, что пока наш внутренний туризм часто оказывается дороже зарубежного отдыха? Насколько отдых внутри России сейчас доступен потребителю?

Д.Д.: Если сравнивать пляжный туризм, то наш Сочи вполне сравним с Турцией, Грецией, Испанией, Крымом.

Что касается необычных вариантов отдыха, как, допустим, Байкал, то сравнивать его справедливо только с таким же дорогим неординарным отдыхом в каких-то интересных местах за рубежом. Да, инфраструктура на Байкале пока не развита, будем говорить честно. Но массово туда население не поедет, это особый туризм. Зимой там сильные морозы, летом мошка. Для этих мест есть свой турист. И для него, конечно, нужно создавать достойные условия.

Что касается наших главных экскурсионных городов Санкт-Петербурга и Москвы, они уже создают мощную конкуренцию Парижу, Риму, Лондону. Мы показываем хороший рост экскурсионного туризма.

TRN: Как вы оцениваете перспективы развития внутреннего туризма в этом году?

Д.Д.: В 2018 году нас ждет существенный рост внутреннего туризма, учитывая, что в России пройдет Чемпионат мира по футболу. Помимо миллиона болельщиков из-за границы, у нас будет еще и приличный внутренний поток. Предполагаю, что количество туристов увеличится в России минимум на 6 млн человек. Таким образом, если в 2017 году объем рынка внутреннего туризма составлял 56, 8 млн человек, то в этом году мы ожидаем 62–63 млн туристов.

Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle