Николай Королёв: «В новой ФЦП учтут интересы бизнеса»

Ирина Чернова, 20.11.2017 14:47
Просмотров: 9021

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011–2018 годы» выходит на финишную прямую. Однако в разработке находится уже новая ФЦП, которая предусматривает не только финансовую поддержку турбизнеса, но и ряд других преимуществ. Подробнее о запуске новой программы, курортном сборе, главных достижениях и промахах ФЦП корреспондент TRN беседует с заместителем руководителя Ростуризма Николаем Королевым.

TRN: Николай Вадимович, расскажите реализация каких проектов по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» запланирована в 2018 году и сколько средств будет на это направлено?

Николай Королёв (Н.К.): ФЦП подходит к этапу завершения, по этой программе остаётся работать 1 год. Основная деятельность Федерального агентства по туризму сейчас направлена на мониторинг соблюдения обязательств по созданию туристкой инфраструктуры в регионах. Объекты должны быть достроены в соответствии с контрактами и введены в эксплуатацию.

В следующем году должны завершиться строительные работы в 15 кластерах (в Адыгее, Алтае, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Карелии, Удмуртской республике, Ставропольском и Хабаровском краях, Новгородской, Новосибирской, Псковской и Тверской областях). Всего по итогам следующего года мы должны ввести 45 объектов в эксплуатацию, которые получили финансирование в рамках ФЦП.

Однако нужно понимать, что в каждом проекте есть свои нюансы и определённые корректировки вносятся по ходу реализации кластеров. Например, в Тверской области мы столкнулись с тем, что при проектировании некачественно была выполнена геология, пришлось эту проблему оперативно решать и вносить изменения в документацию, поэтому сроки строительства сдвинулись.

Общий объём финансирования по капитальному строительству в 2018 году составляет 3 млрд. 282 млн. 800 тысяч рублей.

TRN: Насколько высока активность частных инвесторов, которые готовы вкладываться в туристические проекты, начиная с запуска программы и до последнего времени?

Н.К.: Если вспомнить 2011 год, то умение привлекать частные инвестиции со стороны регионов было достаточно низким. Это была одна из самых больших проблем программы.  Местная власть, естественно, заинтересована в привлечении инвестора,  но помимо этого необходим нормальный инвестиционный климат в регионе, наличие механизмов предоставления налоговых послаблений, льгот бизнесу. Здесь требуется комплексный подход и не все участники ФЦП оказались готовы в этом отношении.

Работа с инвесторами отлично была налажена, например, в Татарстане. Тверской проект «Завидово» и «Ярославское взморье» объект в Ярославской области также успешно реализуются, поскольку там есть качественный якорный инвестор, который имел практику создания туристического комплекса на «Роза Хутор», генеральный директор круглогодичного горного курорта и председатель совета директоров ГК «Агранта» - Сергей Бачин. Результат очевиден - можно приехать и увидеть качественную туристскую инфраструктуру. Работать с таким инвестором легко, поэтому хочется помочь, поддержать проект за счёт бюджетных средств.

Организовать технологию на принципах государственно-частного партнёрства довольно непросто, но в итоге взаимодействие региональных администраций и бизнеса всё же  удалось наладить.

TRN: В каких регионах осуществляются наиболее трудоёмкие проекты?

Н.К.: В Калининградской области реализуется один из самых сложных проектов с точки зрения инфраструктуры.  Там ведётся строительство набережной в Светлогорске, в плане инженерии непростой, но очень интересный проект.  Думаю, что в следующем году увидим новую набережную. Мы выпустили «Атлас инвестиционных проектов», где собраны все наши проекты, которые реализовывались с 2011 года. Это издание позволяет наглядно убедиться, какая работа проделана и сколько объектов построено.

TRN: Какие главные успехи и неудачи ФЦП вы могли бы выделить?

Н.К.: Есть положительные моменты, но есть и недостатки, которые важно учесть в новой программе. Как я говорил выше, регионы научились работать с инвестором, что, безусловно, можно отнести к заслугам ФЦП. Конечно, выстраивание взаимодействия между властью и бизнесом довольно сложный процесс, но это та школа, которую необходимо было пройти. Как правило, каждый регион на начальном этапе вхождения в программу совершает типовые ошибки, но на второй год уже всё  идёт по плану.

Кроме того, благодаря ФЦП привлекаются средства из внебюджетных источников, в чём можно убедиться на примере той инфраструктуры, которая была построена. Система работает -это факт. К новым инфраструктурным объектам подтягивается некрупный бизнес, который создает рядом гостевые дома, рестораны, развлекательные объекты.

Из минусов я бы выделил то, что в программе недостаточно внимания уделено вопросу  субсидирования общественных инициатив и самого бизнеса. В новой программе мы это предусматриваем и надеемся, что нас поддержат.

TRN: Планируется продлить существующую ФЦП или это будет совершенно новая программа?

Н.К.: Сейчас мы разрабатываем концепцию программы на 2019-2025гг. Надеемся, что это будет новая программа со схожими подходами, но с большим акцентом на поддержку бизнеса. Так, рассматривается возможность выделения прямых субсидий туроператорам за увеличение продаж туров по РФ. Можно также разработать технологии стимулирования  турпоездок в межсезонье и субсидирования туров на Дальний Восток.

Кроме того, в новой программе планируется грантовая поддержка наиболее интересных общественных инициатив. Рассматривается и вопрос включения туроператоров  в деятельность, связанную со строительством объектов инфраструктуры.  Эта тема уже обсуждалась с представителями ТО, заинтересованность есть.

TRN:  Инициатива введения курортного сбора подверглась серьёзной критике со стороны бизнеса и простых граждан. Как вы считаете, приживётся ли она в РФ, и какова вероятность, что от неё могут отказаться?

Н.К.: Мы никогда не были инициаторами курортного сбора. Ростуризм является регулятором в сфере туризма, на наш взгляд, любой барьер не способствует развитию отрасли. Необходимость дополнительных трат может стать для туристов таким барьером. Риски, связанные с негативом от этого сбора, могут перекрыть финансовый эффект этой инициативы. Думаю, после запуска  пилотных проектов можно будет сделать окончательные выводы по этому вопросу.

Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle

Материалы по теме