Должны ли агентства возвращать комиссию за несостоявшиеся по вине туроператора туры?

Елена Калиновская, 13.02.2019 17:58
Просмотров: 16358

Туристка из Казани отсудила у турагента комиссию за несостоявшийся тур «Жемчужной Реки»: при этом на сторону путешественницы встал не только суд, но и местные СМИ, обвинившие представителей розницы во всех смертных грехах. Впрочем, по словам юристов, в этом случае закон на стороне турагентства, поэтому такое решение можно и нужно обжаловать.

 

Как сообщает «Вечерняя Казань», Айгуль Закирова, приобрела тур за 46 тыс. рублей в конце октября. Отправиться на отдых она должна была 4 декабря. Позднее агентство уведомило путешественницу о том, что туроператор перенес чартерный рейс на 3 декабря, предложив ей компенсацию в размере 20 долларов. С такими изменениями девушка не согласилась, поскольку ее отпуск начинался днем позже, в связи с чем она обратилась к представителям розницы с просьбой аннулировать тур.

Как рассказал порталу TRN директор турагентства «АР Континент Тур» Роман Актемиров, заявление об аннуляции поступило 24 ноября, в этот же день оно было направлено «Жемчужной реке», однако деньги туроператор так и не перевел.

«Мы месяц ждали — деньги не вернули, на наши вопросы в турагентстве отвечали: „Никакой информации нет, мы ничего не знаем“. Тогда мы пошли в суд», — приводит издание слова Айгуль Закировой.

В свою очередь ее законный представитель в суде Николай Груздев заявил, что если бы турагент надлежащим образом собрал информацию о проблемах туроператора, которые осенью уже были, и предоставил эту информацию заказчику тура Закировой, естественно, договор не был бы заключен. «Получается, либо агент сам не проверил информацию об операторе, либо не счел нужным сообщить об этом покупателю. В связи с этим турагентство привлечено нами в качестве ответчика с требованием возврата денежных средств пропорционально своему агентскому вознаграждению», — заявил он в суде.

В итоге суд постановил взыскать с турагентства ООО «АР Континент Тур» стоимость агентских услуг в размере 7,5 тыс. рублей, неустойку в таком же размере, компенсацию морального вреда 1 тыс. рублей и штраф 8 тыс. Второго ответчика — ООО «Тревел дизайнерс» (владелец «Жемчужной реки»), представителей которого в суде не было, — обязали вернуть 38,4 тыс. рублей за туруслуги, выплатить такую же неустойку.

Такое решение, мягко говоря, удивило представителей турбизнеса, поскольку в данном случае агентство перед туристом свои обязательства выполнило и уж точно не могло знать, о том, что «Жемчужная река» прекратит свою деятельность.

«В первую очередь хочу пояснить, что формирует тур туроператор, за что он по закону несет ответственность. В обязанности турагента входит профессиональный подбор тура, после чего он должен принять деньги от туриста и передать их туроператору. Поэтому тут я могу сказать только одно. Агентство свою работу выполнило, за что и получило вознаграждение. И я считаю, что подобное решение суда необоснованно, поскольку не турист платит вознаграждение агентству, а туроператор. И здесь именно последний не выполнил свои обязательства. Если бы у агентства отсудили комиссию за то, что оно непрофессионально подобрало тур, неправильно описало объект размещения, забыло организовать трансфер, о котором просил турист и т. д., вопросов бы не было. Я возражаю против подобных решений. К сожалению, сейчас судьи очень часто не разбираясь, принимают сторону туристов. Безусловно, нам очень жаль тех, кто не смог отправиться на отдых, но еще раз подчеркну — агентство свою работу выполнило. Я считаю, что судьи должны разбираться в тонкостях работы туристических компаний, ведь от этого зависит справедливость их решений», — заявила исполнительный директор Альянса Туристических Агентств Наталия Осипова.

Помимо этого она отметила, что турагентства, к сожалению, не знают о финансовом состоянии туроператоров. «Ни один агент не стал бы бронировать тур, заведомо зная о финансовой несостоятельности туроператора. Зачастую сами туристы обращаются в агентства с настоятельной просьбой забронировать им тур у того туроператора, который дает самую низкую цену, не понимая, что минимальная стоимость не является гарантией стабильности компании», — сказала г-жа Осипова.

При этом, как подчёркивают юристы, судебная практика в последнее время идет по пути взыскания всех убытков — в том числе комиссии агента — именно с туроператора-банкрота, а не с турагента. «Например, по делам по „Натали Турс“ количество дел, где комиссию оставили за агентом, составляет 75–80%. Решение нужно обжаловать, ссылаясь на разъяснения Верховного суда и практику областных судов, которая относит всю сумму убытков на туроператора. При этом хочу подчеркнуть, что утверждения о том, что агент должен якобы как-то проверять „благонадежность“ туроператора — полная чушь», — пояснил нашему порталу юрист Александр Байбородин.

Эксперт добавил, что на волне подобных новостей в СМИ туристы, скорее всего, начнут чаще обращаться в суды, с попытками получить компенсации именно с агентств. «Мы рекомендуем включить в договоры пункты, разграничивающие ответственность агента и оператора», — подчеркнул он.

Так, по словам юриста в договоре следует указывать вполне очевидные для многих, но, как показывает практика, не для всех вещи: агент не является государственным органом, не является оценочной или рейтинговой организацией, а потому не имеет установленных законом или договором полномочий, обязанностей и компетенции по оценке финансового состояния и финансовой устойчивости туроператора на момент бронирования туристского продукта. Также в договорах агентствам стоит прописывать, что выбор туроператора по договору осуществлен заказчиком по своему усмотрению.

Комментарии (17)

А как агент должен собрать информацию? На каком основании? И какую?? В ростуризме и СМИ вещают, что если ТО есть в реестре, то все ок. Можно бронировать. С кого спрос???
13.02.2019 в 20:19, Ольга Молчанова
Наконец то появилась хоть одна статья в защиту турагентов! Прям бальзам на душу! Чувствуется что автор статьи разбирается в туристкой деятельности и отличает зерна от плевен. Браво!!!
13.02.2019 в 21:45, Ирина Харламова
Байбородин вообще молодец!!!
13.02.2019 в 22:17, Ольга Молчанова
100% и это даже не оспаривается!!!
13.02.2019 в 22:19, Ирина Харламова
Действительно, судьи не могут знать тонкостей турбизнеса и туристы пытаются этим воспользоваться. К счастью не у всех это получается.
13.02.2019 в 22:30, Юлиана
Если в 75% с агентств не взыскивают комиссию, то в 25% случаев взыскивают с неустойкой, штрафом и прочими расходами (то есть вплоть до двойного или тройного размера). А раз такие большие риски, то нужно каждую ситуацию рассматривать отдельно. В ином случае агентства, на волне юридических иллюзий ,могут принять неверное решение. Адвокат Димитрий Морозов
14.02.2019 в 00:43, Димитрий Морозов
По всему тогда никого нельзя продавать! Мне кажется у нас есть уполномоченные лица которые зарабатывают огромные не побоюсь этого слова деньги, и они должны отвечать за ТО которые допустили к продажам при чем тут агентство а тем более азымать с него в 3х кратное размере денежные средства за его проделанную работу. Вот пусть ТО и возвращает. Тур перенес не Турагент а авиакомпания с которой непосредственно был напрямую заключаем договор у ТО. И хватит уже называть всех агентов бездельниками сядьте на их место и попробуйте выучить все направления и каждый отель ну хотя бы 70% посмотрю я нас как вы скажите что вы бездельники. В любой сфере деятельности тяжко каждому менеджеру, а тем более те кто работают напрямую с людьми. Люди разные бывают кто то очень легкий на общение а кто то выест мозг часов 6 а потом еще скажет ну ладно я подумаю а через 2 дня я купила у знакомого. Как вам такой пример? Или рабочий день до 6 я приду к вам к 6 мы с вами заброгируем . С 6 до 9 вечера сидишь подбираешь а в итоге я узнакой куплю. Поэтому бездельниками и аферистами вы точно не по адресу. И хватит уже агенство поливать грязью чуть что в турбизнеса сразу виноват агент. Ужас.
14.02.2019 в 09:17, Алина
Правда, наконец, хоть есть люди на земле, которые хоть немного, но понимают, что такое турбизнес, а в данном случае турагентство. Почему то люди называют агентов бездельниками, врунами, аферистами и т.п, но ведь Вы Люди сами идете к агентам, т.е ко всем выше перечисленным, бронировать и просить чтобы вам подобрали тур. Т. Е по Вашему мнению агенты не люди, которые не должны зарабатывать. На сегодня в РФ установлена минимальная зп, что интересно можно на нее сделать, кроме, как только существовать, свет, аренда, компьютер, реклама, почему обо всем об этом люди забывают. Объясните, почему агент честным трудом заработал свои копейки, извиняюсь должен отдавать за чьи то проблемы или отмывания денег или еще что то. Ведь договор который клиент подписывает не глядя и не читая, а там большими буквами написано что все изменения несет не Турагент а Туроператор - это у каждого . И тем не менее. Как сказала клиента " ну с жемчужной реки ничего не получим хоть с агента взять " господа вы вслушайтесь в эти слова. Т.е ей все равно с кого брать она изначально понимала что ТО не отдаст ей денег а менеджера который семью кормит последние деньги можно забрать. Да и судья то если честно даже папку не открывал наверное. Как надоело это все. ТО стоит в реестре ему дали продавать туры, ну скажите на каком основании не продавать?
14.02.2019 в 09:20, Алина
Ростуризм с какой целю исключает ТО?
Почему как банки не санируют не дают им возможности с населением и агентами разойтись миром.
Ну не могут оплатить Ираэро - дали кредит бы ЖР и вывезли по билетам и кто аннулировал туры - вернули деньги. Дальше решайте с ТО вопрос возврата кредита или эффективного бизнеса. Все довольны! Потребитель счастлив. Госорган - сработал для все Людей Страны!
14.02.2019 в 10:04, в
Ираэро тоже много вопросов - они что бесплатно возили всех?
14.02.2019 в 10:06, в
Байбородин молодец встал на сторону турагентов, но господа манагеры... Давайте по чесноку.- какого хрена вы бронируете у Полара, Жемчужной реки и прочей швали ? КТО ЭТО ЖЕМЧУЖНАЯ РЕКА???? Менеджеры которые работают в туризме давно на раз-два понимают когда дело пахнет "жаренным" так же, как это было и в случае с Натали. Ибо не хер бронировать у подобных "туроператоров" и потом жаловаться, что с вас туристы поимели деньги... Думать надо головой, а не тратить в голове уже заработанную комиссию. или если у вас нет чуйки манагерской, не надо работать в этой сфере. Все прекрасно понимают, то, что все эти Полары и жемчужные реки это ПИРАМИДЫ. Кстати Полар перед своим крахом, уже год как работал под другим брендом, сейчас не вспомню название, ну сразу можно узнать их, такой дешевенький сайт ,круглосуточного кол центра нет и тд... Будьте внимательны !!!
14.02.2019 в 11:52, хехе
Еще, наверное, и скидку просила)
14.02.2019 в 14:28, Mila Balutina
На мой взгляд Агент проиграл в суде просто потому что легкомысленно отнесся к суду или вообще просто не ходил на заседание. Причин для проигрыша вообще нет! То что представитель туриста наговорил в суде - чушь полная! ...... "что если бы турагент надлежащим образом собрал информацию о проблемах туроператора, которые осенью уже были, и предоставил эту информацию заказчику тура Закировой, естественно, договор не был бы заключен.". С таким же успехом он мог потребовать предсказать все катастрофыи падение доллара в будущем 2020 г. Неграмотность полная. А судья просто разбираться не стал. Никто же не оспаривал это. Для Агента было достаточно того что туроператор находился в Реестре Туроператоров, который утвержден Ростуризмом и у него есть действительные фингарантии. Это требует закон. Агентство это должно было донести до судьи в правильной форме. Очевидно никто просто не оспаривал в суде. Конечно Агентство виновно в том что не предоставило в суде должным образом доказательства своей невиновности. Можно смело оспоривать решение. Если правильно все сделать- скорее всего виновником признают ЖР. Просто наймите адвоката если сами не можете доказать правильно.
14.02.2019 в 15:52, Александр
А суть такова, что не должно быть "бесхозных" турагентств. Клиент должен иметь дело с турфирмой, где свои агенты, операторы и перевозчики,словом, всё в одном флаконе.
15.02.2019 в 00:01, ОлЕГ
Его надо было нанимать ДО первого суда. Думаю, там уже столько наворочено, что обжаловать будет затруднительно.
15.02.2019 в 11:54, Елена
Полезная статья. Может некоторые менеджеры задумаются, у какого ТО бронировать, а не будут бездумно гнаться за самой дешевой ценой
03.03.2019 в 21:30, Андрей
Мне так и хочется сказать своему бывшему турагенту- ПОДАВИТЕСЬ !
21.03.2019 в 00:22, тАТЬЯНА
Комментарии для сайта Cackle