ВСЕ ПО ЗАКОНУ: новости турбизнеса с комментариями юриста

Ирина Чернова, 17.05.2016 20:05
Просмотров: 13082
Портал TRN запускает серию специализированных материалов, в рамках которых скандальные и просто актуальные темы из будней российского турбизнеса будут рассматриваться под пристальным взглядом нашего эксперта – юриста, председателя комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности Ассоциации «СТА» Димитрия Морозова.

И начнем мы с недавней ситуации, главной героиней которой стала россиянка, не сумевшая отправиться на отдых в Италию в результате запрета пограничной службы. Силовики не допустили путешественницу к полёту из-за того, что срок действия её загранпаспорта был менее 3 месяцев.

У многих представителей отрасли возник вопрос о том, насколько правомерны эти действия, и кто в итоге должен понести ответственность за сорванный отдых.

Отвечает Димитрий Морозов:

«С одной стороны ( с точки зрения законодательства России) гражданин вправе путешествовать до крайней даты окончания срока действия загранпаспорта. Но с другой стороны правилами воздушной перевозки установлено, что он должен также следовать требованиям страны прибытия. Так, согласно иммиграционным требованиям Италии, содержащимся в TIM ИАТА, паспорта или документы, заменяющие паспорт, должны быть действительны в течение как минимум трех месяцев после окончания запланированного срока пребывания.

Таким образом, при обращении гражданина в суд, действия по недопущению пассажира к перевозке, с большой долей вероятности, будут признаны правомерными.

Стоит заметить, что подобный инцидент произошёл и в 2014 году. Тогда семья из четырёх человек также собиралась на отдых в Италию, но один из детей при посадке на рейс не был допущен на борт самолета из-за того, что срок действия его заграничного паспорта был менее 3-х месяцев. Тогда Московский городской суд (его кассационная, то есть вышестоящая инстанция) также признал правомерность этих действий.

Так кто же отвечает за несостоявшуюся поездку?

Есть письмо Роспотребнадзора (от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32), которое разграничивает сферу ответственности между туроператором, туристом и турагентом в части оформления виз и действия паспортов.

В нём указано, что обязанностью туроператора является проверка правильности оформления выездных документов, в том числе сроков действия общегражданских заграничных паспортов, правильность оформления документов на ребенка и прочее.

Нюанс ситуации в том, что в указанном выше случае туроператор не занимался оформлением визы туристам и, вполне вероятно, сошлётся на этот факт в случае обращения к нему с претензией. Однако, с точки зрения Роспотребнадзора туроператор должен был все-таки осуществить проверку документов.

Важным является понимание того, что гражданин пришёл к турагенту как к профессиональному участнику рынка для приобретения туристского продукта и он даже не задумывался надлежащим ли образом оформлены  документы клиента.

В связи с этим туристическим компаниям во избежание подобных инцидентов, рекомендуется тщательно проверять паспорта и визы во всех случаях».

Если в вашей практике возникали подобные спорные ситуации, и вы не знаете, как поступить, присылайте свои истории и вопросы в нашу редакцию (с пометкой «вопрос юристу») на адрес электронной почты – info@trn-news.ru. Наши эксперты постараются вам помочь.
Комментарии

Материалы по теме