Российской туриндустрии для зрелости нужно 10–15 лет

Алина Хорошева, 19.04.2017 08:23
Просмотров: 11680

Российские туристические власти каждый год заявляют об активном росте внутреннего турпотока. Чем вызван этот рост — реальным улучшением сервиса и предложения в регионах России или только проблемами с Египтом и Турцией? Каково состояние российского отельного сектора и насколько оптимистичны прогнозы для рынка? Об этом и многом и другом мы сегодня беседуем с экспертом, генеральным директором Hospitality Income Consulting Еленой Лысенковой.

TRN: Елена, каковы основные тенденции развития отрасли в этом году?

Елена Лысенкова (Е.Л.): Рост спроса на услуги внутреннего туризма есть, однако значимых темпов роста внутреннего потока на всех курортах и городах пока не наблюдается. Амбициозное возвращение на рынок летнего отдыха в Турции прогнозно скажется на сезоне в теплых курортных городах страны.

Стоит отметить, что в 2017 году во многих городах владельцы гостиниц пришли к необходимости поднятия цен на размещение, чтобы хоть немного догнать инфляцию. В последние два года все отели в той или иной мере были вынуждены удерживать тарифы, которые действовали еще в 2013 — 2014 годах, потому что гость не был готов платить больше. Хотя, конечно, себестоимость и расходы выросли значимо. За эти годы гостиницы, сократили всё, что могли: оптимизировали персонал, нашли товаро-заменители, но в урезании расходов тоже есть предел. И на данный момент все средства размещения пытаются играть тарифами и пакетными предложениями, чтобы хоть немного поднять среднюю цену проживания.

Отдельно хочется сказать о MICE индустрии, которая в этом году оживилась. Многие конгресс-отели уже плотно забронированы на ближайшие 3–4 месяца.

TRN: Стали ли российские регионы более привлекательными для российских туристов? Если да, что стало причиной, кроме отсутствия Египта и Турции?

Е.Л.: Причиной стала, конечно, рублевая зона, отсутствие языкового барьера, субсидированные авиаперевозки, улучшение качества предложения, развитие центров притяжения и их продвижение на внутреннем рынке. Банально — стало модно отдыхать внутри страны. Считаю, что внутренний приток не упадет ниже показателей 2016 года, но и значительно выше, на мой взгляд, не станет. Если в последние годы ежегодный прирост составлял 20–30% в зависимости от региона, то в этом году ожидается показатель на уровне 3–5% роста турпотока.

Турецкая сторона ведет себя крайне амбициозно. Они сделали субсидированные перелеты и выгодные гостиничные предложения. В общем, с учетом потери европейского туриста Турция делает все возможное, чтобы «раскачать интерес» к курортам страны среди россиян.

TRN: Какие регионы вызывают интерес у туристов и способны ли эти они принять гостей и предоставить сервис большому потоку?

Е.Л.: Традиционно в познавательном смысле туристов притягивают Москва, Санкт-Петербург, Казань, крупные столицы федеральных округов и их города-спутники. С целью курортного отдыха люди едут в Краснодарский, Ставропольский край и Крым, Алтайский край.

В каждом регионе создаются центры притяжения, проводятся фестивали, которые увеличивают популярность и становятся поводом для визита. Так, например, Сочи парк, как новый парк аттракционов и центр притяжения семейного туриста стимулирует поехать в Сочи круглый год.

Или в Самарской области на берегу Волги проходит большой музыкальный фестиваль классической музыки «Классика над Волгой». В Костроме проходят различные массовые увлекательные мероприятия, одним из которых является фестиваль фейерверков «Серебряная ладья». В 2017 году в Переславле уже в 16 раз пройдет зрелищный фестиваль воздухоплавания. Для столичных жителей интересны и такие места как Коломна: кроме величественного укрепления XVI века, в городе есть «калачная» и музей пастилы, а посетить поединки ратоборцев в Кремле можно, отправившись на тематическом ретро-поезде из Москвы.

Центры притяжения по всей стране, во-первых это создание интересных поводов для визита в тот или иной регион для детей и взрослых, а у же во-вторых, развитие объектов размещения и питания. Ведь в выходные вы начинаете думать о том, куда отправиться, выбираете культурно-развивающую программу, а уже потом решаете, где жить.

Стимулирует поездки по стране и отсутствие языкового барьера, который остается весомым критерием при выборе отдыха. Крайне важны субсидии на стоимости проезда, потому что цена дороги до места отдыха не может составлять более 70% от стоимости путевки, так она становится не выгодной туристу. Люди крайне экономно относятся к своему времени, и стоимость авиаперелета является важным фактором выбора направления отдыха. Например, перелет Москва-Сочи-Москва в июне обойдется в 8000 руб. на человека, а ж/д поездка за 7500 руб. в плацкарте «съест» из недельного отдыха 3 суток.

TRN: Что мешает созданию настоящего турпродукта по России?

Е.Л.: На мой взгляд, нам не хватает нормальной, долгосрочно и последовательно реализуемой стратегии с жестким брендингом.

TRN: Какие сильные стороны есть сегодня у российского отельного сектора?

Е.Л.: Можно смело сказать, что наш отельный сектор на 30% новый. В России представлены все форматы отдыха на любой вкус и кошелек, в целом с достаточно приемлемым качеством и заинтересованные в туристах. У нас есть хостелы, отели, зеленые дома, коттеджные отели, этно-отели, отели в юртах, домашние мини-отели, форматы, которые совмещают в одном здании хостел и отель, есть гостиницы от эконом-класса до премиум формата под международным зонтиком или российским управлением.

Сильная сторона гостиничного бизнеса заключается в том, что сейчас существует огромный выбор предложений на любой кошелек. При этом из-за высокой конкуренции возрастает качество предоставляемых услуг, в котором под час мы ничем не уступаем европейскому сервису. Просто российский турист в своей стране более требователен к качеству услуг и сервиса. Например, в других странах возникает проблема языкового барьера, из-за которого мы не всегда говорим о всех наших желаниях. Если за границей с каким-то вопросом человек обращается в среднем один раз в день, то в России он обратится 5–6 раз за день. В то же время терпеливые и внимательные к своим гостям объекты заслуженно получают высокие рейтинги на trip advisor.

TRN: За счет чего проигрывают российские отели? Можно ли это исправить или все дело в менталитете?

Е.Л.: К сожалению, не все собственники понимают, что отель — это не игрушка, а бизнес для зарабатывания денег на качественном сервисе и продукте в своем классе. Очень часто «хотелки» собственника влезают в операционную, сервисную деятельность и в целом в гостиничные продукты. Понятно, что это их объект, и они могут делать всё, что хотят, но проблема в том, что порой приоритет стоит не за гостем, а за собственником. И, если гость на стойке ресепшн ждет решения какой-либо своей проблемы, а в это время подходит собственник, и сотрудник бросает гостя, переключая всё внимание на хозяина, мы понимаем, что это провал. Ожидания гостей должны иметь приоритет не только в глазах сотрудников отеля, но и его владельцев.

TRN: Сколько времени потребуется для приведения российской туриндустрии в порядок, и какие изменения необходимы для этого в законодательстве?

Е.Л.: Необходимо стимулирование вхождения в сегмент профильных инвесторов. Например, изменения базы расчета налога на имущество не временно, а навсегда.

В целом, чтобы у нас в туриндустрии было все более качественно, необходим комплексный подход к вопросу предложения туристического продукта. Чтобы человек мог воспользоваться полным спектром услуг, будь то сервис в отеле или экскурсия, где на каждом этапе будут решены все организационные вопросы. Гостиницы и предприятия туриндустрии вовлечены в единый процесс и должны понимать, что именно в совокупности они представляют турпродукт, а не отдельно отель или отдельно экскурсовод, таксис или официант.

Для этого нужно поколение, которое вырастет полностью ориентированным на сервис. Мне кажется, на это понадобится 10–15 лет, когда эти люди станут зрелыми, станут руководителями и профессионалами в гостиничном деле.

Если же рассматривать в частности отельный бизнес, то здесь неизбежны дефолты отельеров. Когда мы встречаем некачественно построенные гостиницы или некачественное управление объектом, все понимают, что они будут вынуждены банкротиться, продаваться за копейки и перезапускать свой гостиничный продукт, привлекая более профессиональное управление и команду.

Комментарии (1)

Все правильно. Профессионализм + клиентоориентированность. Я прям за жесткость в этом вопросе. Жаль, что нет правильных механизмов.
19.04.2017 в 09:27, Дарья

Материалы по теме