Музеи и турбизнес - звенья одной цепи?

Сергей Владимиров, 10.06.2013 15:31
Просмотров: 10822

Большие и маленькие. Государственные и частные. Известные во всем мире и исключительно в узких кругах… Кроме Петергофа, Эрмитажа, Русского музея и Царского села, практически всегда входящих в «обязательную» программу туриста, в Санкт-Петербурге насчитывается около 200 музеев. Помимо этого, в городе на Неве 73 театра, 60 арт-центров и галерей, 25 концертных залов, 2 цирка. Все они готовы активно сотрудничать со сферой туризма, но по ряду причин получается это не всегда. Мы решили выяснить, почему…

Задачи - общие, «карманы» - разные

Первая причина разногласий – ценовая политика, под которой подразумеваются и общая стоимость билетов в учреждения культуры, и связанная с этим система договоров. Единой схемы нет, – каждый ведет свою политику. Государственный Эрмитаж, например, продает входные билеты для россиян по 250 рублей и по 400 рублей – для иностранцев.

Как говорит генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, «музей бы рад сделать цену ниже, но не может, поскольку учреждению надо не только жить, но и развиваться». В результате стоимость посещения Нижнего парка с его великолепными фонтанами россиянам в выходные дни обойдется в 300 рублей, а иностранцам - в 450. Другими словами - цена турпакета в Петербург продолжает расти. Медленно, но верно…

Вторая проблема – регулярность потока туристов. Музеи и другие учреждения культуры заинтересованы в том, чтобы турфирма взяла на себя обязательства регулярно привозить в них определенное число посетителей. Однако сделать это не всегда удается. И если есть «жесткий» договор, можно попасть под действие штрафных санкций.

«Музей должен ориентироваться на интересы посетителя. И неважно, является турист «индивидуалом» или находится в составе группы. – считает заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию Владимир Матвеев, - Это не умаляет роли турбизнеса: мы работаем на одном поле, должны прислушиваться к мнению друг друга и стараться найти такие решения, которые удовлетворяли бы все стороны».

Третья – окружающая инфраструктура. Если у крупных музеев и знаменитых театров, как правило, все в порядке, то небольшим учреждениям, размещенным, к примеру, в жилом доме, приходится сложнее. Валерий Ахунов, заведующий экскурсионно-лекционным отделом Русского музея, уверен, что инфраструктура играет большую роль в вопросе привлечения посетителей.

«Турист должен чувствовать себя комфортно не только в стенах музея. Удобный подъезд, рестораны и кафе неподалеку, возможность приобрести сувенир – все это играет существенную роль. В этом отношении учреждения культуры и турбизнес могут успешно сотрудничать», - полагает он

Суть сотрудничества он сформулировал просто: «Для любого музея портить отношения с турфирмами – все равно что рубить сук, на котором сидишь. Если оператор не поставит музей в официальную программу, то турист, возможно, и
дойдет до него самостоятельно. Но из привезенных в город ста гостей найдется не более трех таких «героев». Поэтому правильный путь – договариваться так, чтобы это было интересно обеим сторонам».

Для небольших учреждений культуры, не имеющих громкого «имени», основной проблемой остается их неизвестность. «Для нас самое важное в работе с туристическими компаниями – предоставить как можно больше информации о себе. – говорит в интервью корреспонденту TRN директор Музея кошки Анна Кондратьева. - Причем лучше делать это при личном контакте: если складываются доверительные отношения, то сотрудничество быстро развивается. А если их нет – не поможет и формальный письменный договор».

Кроме всего прочего, портят отношения турбизнеса и культуры некоторые «мелочи». Например, классическое время работы музеев – с 9-10 часов утра до 18-19 вечера. Однако желающих пойти в музей во время «белых» ночей немало. В этой связи несколько  учреждений города продлили часы работы: «Эрарта» открыта до 22.00, «Ужасы Петербурга» - до 21.00, даже консервативный Эрмитаж работает теперь до 21.00 два дня в неделю.

К тому же в последнее время организованный экскурсионный туризм «худеет», сдавая позиции индивидуальному. Ольга Архипова, начальник сектора туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа, говорит, что «число индивидуалов, которые приезжают специально для того, чтобы посетить конкретную выставку или экспозицию, быстро растет».

«Если раньше таких туристов были единицы, то сейчас они составляют в общем объеме около 12%. – подчеркнула она. – И этот процент растет». Это создает в отношениях туризма и культуры дополнительное напряжение.

«Сотрудничаем, потому что выгодно»

Однако примеры вполне удачного сотрудничества в Петербурге есть. Например, уже несколько лет в Петербурге зимой работает программа «Белые дни», инициаторами появления которой были сетевые отели. Она начиналась с узкого круга объектов размещения, а сейчас превратилась в зонтичный бренд, благодаря которому удается привлекать туристов в «низкий» сезон. Причем речь идет не только об отдельных акциях, но и о крупных мероприятиях городского масштаба.

Руководитель PR-отдела «Гранд-отеля «Европа» Ирина Хлопова в интервью для новостей туризма подтверждает, что гостиница активно сотрудничает с учреждениями культуры. «Мы предлагаем гостям специальные пакеты, сочетающие в себе проживание и посещение театров, музеев, концертных залов. – говорит она. - У нас налажено стратегическое партнерство с Академической филармонией, Михайловским и Мариинским театрами, Эрмитажем. В театрах, к примеру, мы располагаем собственной ложей, которую по первому требованию предоставляем гостям».
Нередко петербургские гостиницы организуют события на своей территории. В «Европе» систематически проходят вечера музыки Чайковского, а в «Амбассадоре» - «Вернисаж искусств», на который гостей приглашает известный итальянский дирижер Фабио Мастранжело.

В этом году известный питерский отель «Англетер» запустил проект Angleterre Cinema Lounge – собственный кинотеатр, репертуар которого составлен исключительно из авторского и фестивального кино. Причем помимо фильмов на языке оригинала (с русскими субтитрами) здесь показывают записи балетных и оперных спектаклей, а сам кинотеатр позиционируется как клубный, подходящий и для проведения творческих встреч.

Руководитель петербургского отделения Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин убежден, что сотрудничество между отелями города и сферой культуры взаимовыгодно. Чем больше в Петербурге будет интересных объектов посещения и событий – тем выше вероятность роста турпотока и, соответственно, количества потенциальных гостей, нуждающихся в размещении.

Таким образом, некоторые крупные отели становятся конкурентами для традиционных турфирм, занимаясь не только размещением гостей, но и продажей им других составляющих турпакета (трансфер, питание), а также организацией культурной программы.

Меняться во времени

Конечно, туристы всегда будут ходить в Эрмитаж и Мариинский театр, в Исаакиевский собор и Петропавловскую крепость, поскольку это бренды. А как же быть другим объектам показа? Одни стараются удивить интерактивом, делая ставку на технологии. Другие - придумывают «изюминки» в виде праздников или интересных лекций. Третьи начинают сами привлекать гостей, организуя турпоток. Но есть и такие, которые надеются, что все само собой образуется.

«Если мы хотим привлекать больше туристов, то должны заинтересовать их не только известными брендами, но и любопытными, мало «раскрученными» музеями и учреждениями культуры «второго ряда», - уверен и. о. директора НИУ «Высшая школа экономики» в Петербурге Валерий Гордин. – Использовать нужно как уже имеющиеся возможности, так и новые формы».

Например, День музеев. Если по данным новостей музеев в 2008 году в Петербурге в нем участвовали 33 учреждения и только 24 тыс. посетителей, то в 2012 их было уже 77 и 100 тыс. человек соответственно. «Если такие дни проводить не раз в год, а хотя бы дважды, по опыту Германии, и активно продвигать их как внутри страны, так и за рубежом, - эффект будет мощнее», - считает Валерий Гордин.

Кроме того, несколько теплоходных компаний предлагают не просто прогулки по Неве и Финскому заливу, а еще и возможность послушать «живую» музыку разных жанров. На City Blues, например, стилизованном под пароход начала XX века, играют джаз, а на «Рок Хит Нева» выступали The Prodigy, Brainstorm, Uma2rmaH, «Чай вдвоём», «Чайф» и другие музыкальные коллективы.

Профессионалы уверены, что Петербургу надо «нажимать» на продвижение эксклюзива. В этой связи фестиваль «Алые паруса» вполне может стать таким же символом города, как разводные мосты, кораблик на шпиле Адмиралтейства или Ангел на Александрийском столпе.

Учить по-новому

Но почему же сферы культуры и туризма, так заинтересованные друг в друге, подчас не находят общего языка? Дело не только в разнице интересов и некоторых нюансах работы. Нередко им просто не хватает специалистов, способных находить взаимовыгодные компромиссы и превращать услуги в пользующийся спросом продукт. Ведь даже в маленьком музее или небольшом концертном зале нужен профессионал, способный наладить отношения с турфирмой и продать услуги.

Чтобы хотя бы частично устранить этот пробел, в местном филиале НИУ «Высшая школа экономики» открыли магистерскую программу «Экономика впечатлений: менеджмент в сфере гостеприимства и туризма» со специализацией «Менеджмент культурного и событийного туризма». Основная задача ее выпускника заключается в налаживании эффективного взаимодействия между турбизнесом и объектами показа.

«Программа междисциплинарная, «заточенная» на объединение усилий участников рынка туристических услуг с целью создания интерактивных, креативных совместных тупродуктов. Уверен, что такие специалисты будут востребованы», – говорит руководитель питерского филиала «Вышки» Валерий Гордин.

Важно, чтобы подход к формированию единого туристического пространства в России, о котором столько сейчас в стране говорят, был системным и включал в себя не только стремление создать спектр интересных событий, но и развитие инфраструктуры, координацию действий бизнеса по созданию межрегиональных маршрутов. Но пока даже обещанного Министерством культуры Единого календаря событий в России не появилось.

Комментарии