Суперагент XXI века

Алина Хорошева, 12.10.2012 10:17
Просмотров: 18543

Какой он – идеальный турагент XXI века? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Для туристов предпочтителен один набор личных и профессиональных качеств, для работодателей – другой. Мы опросили представителей обеих сторон и постарались наиболее полно описать портрет современного суперагента.

Для начала хотелось бы понять, какие требования предъявляют руководители компаний работникам, какую заработную плату они готовы платить сотрудникам турагентств и за что, собственно.

Сколько стоит турагент?..


Как выяснили аналитики портала Superjob.ru, большинство кандидатов на должность «профессионального путешественника» – это молодежь (причем, в большей степени девушки), грезящая частыми рекламными турами. К новичкам отрасли у работодателей требования довольно простые: подходит любое образование, но важно уверенно владеть компьютером. При этом знание иностранного языка и систем бронирования туров – просто дополнительный плюс.


Зарплата таких сотрудников в Москве колеблется от 20 000 до 25 000 руб., в Санкт-Петербурге – от 15 000 до 20 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – от 11 000 до 14 000 руб., в Нижнем Новгороде – от 9 000 до 12 000 руб., в Ростове-на-Дону – 10 000–13 000 руб., в Екатеринбурге – 13 000–16 000 руб.


Более опытные специалисты, изучившие туристический рынок и обладающие трудовым стажем более года, в столице России могут претендовать на 32 000 руб. В Питере их зарплата достигает 25 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 17 000 руб., в Екатеринбурге – 16 000–20 000 руб., в Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Самаре, Омске – 12 000–14 000 руб..


Менеджеры с опытом работы от двух лет и более, свободно владеющие иностранным языком и имеющие опыт участия в рекламных турах в Москве получают 50 000 руб., в северной столице – 40 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 28 000 руб., в Ростове-на-Дону, Омске, Самаре, Нижнем Новгороде и Уфе – 24 000–25 тысяч рублей.


Руководители компаний ждут от таких претендентов хорошего знания рынка туристических услуг, отельной базы и направлений, а также умения работать в программных комплексах Sirena, Amadeus, «САМО-тур», «Мастер-тур» и опыта оформления виз и всех необходимых документов для тура.


Элитой отрасли можно смело назвать менеджеров с опытом работы в туризме более 3 лет. Они должны знать несколько иностранных языков, уметь организовывать VIP-туры, иметь опыт работы в MICE, а также принести в фирму собственную клиентскую базу. Приветствуется опыт участия в туристических форумах и конференциях.

Зарплата «дедов» в Москве может составлять 85 000 руб., в Санкт-Петербурге – 65 000 руб., в Новосибирске и Челябинске – 45 000 руб., в Екатеринбурге – 50 000 руб., в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Омске и Самаре – 40 000 руб., а в Казани, Волгограде и Уфе – 35 000 руб.


Кстати, все эти цифры указаны без учета процентов от продаж.

Изменились ли требования к профессии?


Большинство руководителей турфирм признались, что предпочитают опытных сотрудников, правда, некоторые воспитывают профессионалов сами.


«Мы стараемся не брать людей без опыта работы в турбизнесе и минимальных навыков продаж. Но, несмотря на это, предпочитаем растить менеджеров внутри сети. Проводим обучающие курсы, практические семинары, тестирования. Считаем, что научить сотрудников на практике проще, чем брать людей с профильным профессиональным образованием. Что же касается зарплаты, то при среднем фиксированном окладе 19 тыс. рублей уровень совокупного ежемесячного дохода менеджера по продажам в компании формируется преимущественно за счет процентов и составляет в среднем 65–75 тыс. рублей. В высокий сезон эта цифра может достигать 80–90 тысяч», – говорит руководитель пресс-службы агентской сети «1001 тур» Инесса Дойкова.


По словам исполнительного директора сети туристических агентств «Мастер отдыха» Ольги Колбетской, критерии для соискателей на вакансии менеджеров по туризму в последнее время поменялись.


«Раньше компании преимущественно брали на работу специалистов с опытом от 3 до 5 лет, а сегодня достаточно и одного года. Но без умения продавать туры специалистов берут редко. Кстати, в небольших компаниях Москвы средняя зарплата с учетом процентов и оклада составляет 40–45 тысяч рублей. В крупных сетях суммы значительно выше», – сказала она.


Коммерческий директор сети турагентств «Магазин путешествий» Александр Преображенский поддерживает коллегу и считает, что за последние 5 лет требования к профессиональным навыкам менеджеров турагентств существенно изменились. Так, в прошлом достаточно было знать страну и понимать, как ее можно «продать». Сегодня от турагента требуется умение лавировать по просторам Интернета, что позволит ему обладать информацией о культурных и туристических новостях в регионах, продвигать свое направление в социальных сетях и других ресурсах всемирной паутины. Кроме того, важно обладать хорошими знаниями в области страноведения и туристических направлений.


«Сейчас все больше туристов-индивидуалов, и турагенту, который плохо знает мир, будет сложно работать с такими продвинутыми клиентами. Кстати, многие менеджеры обладают знаниями только в области пляжного отдыха и не собираются развиваться по профессии дальше. Этому есть объяснение. Чтобы нанять на работу настоящего спеца, ему нужно предложить достойную зарплату. А в силу довольно шаткого положения отрасли большинство компаний не готовы на это пойти. Вот и получается замкнутый круг», – заметил Александр Преображенский.


Хотим скидок и внимания!

Если для турагентства главное – грамотно продать туры, увеличить количество постоянных клиентов и, соответственно, прибыль фирмы, то сами туристы хотят максимально беззаботно уехать отдыхать, причем, по минимальной цене.

«Я могу себе позволить отпуск только один раз в год, готова потратить на это вполне серьезные деньги и хочу, чтобы даже процесс подбора тура воспринимался как отдых, а не как головная боль. На мой взгляд, турагент должен быть внимательным к клиенту, но не навязчивым. Он обязан очень хорошо разбираться в своем деле, давать туристу грамотные рекомендации при выборе страны и тура, а также своевременно доносить информацию, не заставляя клиента долго ждать», – считает руководитель отдела маркетинга и закупок компании «АТА» Наталия Шаманина.

По мнению заядлого путешественника, начальника отдела по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода Павла Андронова, агент обязательно должен лично побывать в том месте, которое предлагает туристу.


«К тому же ему не стоит лукавить и торопиться во время общения с клиентом. Немаловажна также стрессоустойчивость специалиста, ведь желания туристов постоянно меняются. Лично для меня важно обладать максимальной информацией об условиях приобретаемого тура. Например, нужна правда о страховке. У меня был случай в Таиланде. Я перед поездкой застраховался на 30 тысяч рублей, пришлось пойти в клинику, а мне там говорят, что для активации страховки нужно заплатить еще немалую сумму. Заранее агент меня об этом не предупредил. Был неприятный сюрприз. А еще обязательно нужны хорошие скидки!» – сказал турист.

Маркетолог сети салонов красоты «AmaZonka» Евгения Аксенова считает, что идеальный турагент – тот, который подбирает тур, максимально удовлетворяя пожелания потенциального путешественника, и не отказывается предоставить клиенту скидку. «Такой специалист может подобрать тур даже для самого взыскательного туриста. Однозначно, этот специалист сам должен объездить чуть ли ни целый мир и знать о путешествиях все», – уверена она.


Директор по связям с общественностью крупной компании Евгений Закаблуковский последний раз пользовался услугами турфирм в 2005 году. Выбор в пользу самостоятельного туризма он объясняет своим стремлением лично контролировать и планировать отдых.

«Плюс в использовании услуг турфирм только один – дешевизна. Конечно же, «дикий» или индивидуальный туризм всегда дороже, чем массовый. Но с развитием интернет-сервисов для путешественников планирование поездки стало весьма комфортным. Есть ряд интернет-сервисов, которые я традиционно использую для бронирования автомобилей, гостиниц и покупки авиабилетов. Визы почти всегда делаю самостоятельно, ибо услуги турфирм предлагаются с многократной наценкой к официальным ценам визовых центров. Мне нравится отдых, подогнанный под клиента, но каким бы гибким ни было агентство, турист обязан встать и поехать на экскурсию, подчас весьма сомнительного качества, иначе он потеряет деньги. Зачем мне это надо? Захотелось мне, допустим, посмотреть затопленный японцами линкор «Аризона» в Пёрл-Харборе с утра. Встал, сел в машину, поехал, купил на месте билет, а на обратном пути – перекусил великолепными королевскими креветками в чесночном соусе, которые готовят в твоем присутствии в китайских вагончиках на пути из Пёрл-Сити в Гонолулу... Никакой заранее проплаченный туристический маршрут не предложит такого удовольствия!» – подчеркнул Евгений.

Собственно портрет

Итак, если объединить пожелания работодателей и туристов, портрет суперагента XXI века выглядит так: это специалист (мужчина или женщина) в возрасте от 25 до 45 лет, проработавший в отрасли более 3 лет, обладающий блестящими знаниями в области страноведения, имеющий серьезный опыт продаж и коммуникаций (в том числе в сети Интернет), креативный, психологически уравновешенный, внимательный, желающий работать на результат.

Комментарии