Российским заповедным территориям не хватает специалистов по туризму

вОтпуск.ру 05.04.2019 06:29
Просмотров: 247

В экологическом туризме наметилась тенденция к увеличению популярности туров с особенной концепцией: людей все больше привлекают нестандартные маршруты. Растет спрос на участие в научных экспедициях — от финансовых вложений в организацию тура, что дает ученым возможность посетить более удаленные регионы, до помощи в научной деятельности.

«Каждый год делаем такие путешествия. Например, круиз с биологами на Командорские острова. Туристы вместе с учеными проводят биопсию тканей китов, помогают с отловом морских котиков для установки датчиков. Это очень интересно, туристы в восторге, да и ученые довольны», — рассказала президент Фонда развития экотуризма «Дерсу Узала» Елена Ледовских в рамках прошедшего в Москве круглого стола «Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России». Мероприятие было организовано автономными некоммерческими организациями «Дальневосточные леопарды» и «Центр „Амурский тигр“» совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF).

В своем докладе «Экотуризм: опыт взаимодействия турбизнеса и заповедных территорий» г-жа Ледовских выделила основные вопросы по организации экотуров и пути их решения. Она разделила проблемы на три группы. Первая — природно-климатические условия, непродолжительность сезона и удаленность многих особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Вторую группу составляют проблемы на макроэкономическом уровне, а всё, что влияет на туризм в целом, сказывается и на экотуризме. Также существуют проблемы на уровне самой системы ООПТ: экотуризм — это бизнес, что зачастую не учитывается администрацией заповедных территорий. По ее словам, многие ООПТ заинтересованы в экотуризме, но им не хватает системности, грамотно выстроенных бизнес-процессов. Туроператорам приходится самим искать транспорт, обеспечивать питание и т. д. «Все это отнимает уйму времени. Мы могли бы направлять на эти территории гораздо больше туристов, если бы эти вопросы были решены», — уверена эксперт. На сегодня большинство ООПТ предоставляют только отдельные услуги, например, стандартную экскурсию по экотропе.

Пока экологические туры легче организовать за рубежом, в том числе потому, что большинство ООПТ делегируют этот процесс отобранным по конкурсу туроператорам. «Достаточно забронировать услугу — и вам предоставят комплексный турпродукт по приемлемым ценам, двухместное размещение с удобствами даже в глуши, транспорт, хороших гидов. Все прекрасно налажено, потому что это бизнес и, как правило, семейный. Люди мотивированы, и их поддерживает местная администрация», — подчеркнула Елена Ледовских.

Проблема и в том, что в ООПТ нет сотрудников, специально выделенных для приема туристов, что приводит к организационной неразберихе. Зачастую в администрации не понимают, что купленная туристом программа обязательна к исполнению, ее нельзя менять без уважительных причин. Сотрудники воспринимают такую работу как дополнительную нагрузку, отвлекающую от основной деятельности. Их не поощряют за хорошую работу с туристами, но не порицают и за плохую, что тоже в корне неправильно. Часто приходится сталкиваться с несоответствием цен заявленным услугам, с низким уровнем сервиса и питания. Также ООПТ не отслеживают обратную связь от туристов.

Елена Ледовских считает, что в ООПТ необходимо выделить специалистов, а еще лучше создать отделы туризма, для которых это будет основным видом деятельности. Сотрудники должны обладать необходимыми навыками и полномочиями. «Иногда без директора невозможно решить даже самые мелкие бытовые вопросы, — заметила она. — На мой взгляд, решением проблемы могло бы стать привлечение на сезон подходящих специалистов на договорной основе. Нас устраивает и вариант, когда сами ООПТ становятся туроператорами, но при условии, что предлагают качественные услуги».

Туристам из Москвы, Санкт-Петербурга, а также иностранным гостям интересны, прежде всего, комбинированные туры, предполагающие посещение нескольких ООПТ. Например, хорошо востребован тур Саяны — Хакасия — Тува. «Обычно так далеко туристы приезжают раз в жизни, поэтому желают посмотреть как можно больше заповедников. У нас более 150 авторских программ, и большинство комбинированные», — уточнила г-жа Ледовских.

В разговоре с RATA-news она добавила, что на конец марта зафиксировано увеличение объемов бронирований на 30% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Прошлогодние продажи были примерно на уровне 2017-го. Внутренний рынок лидирует по количеству туристов, а въездной — по финансовой отдаче.

«Со следующего года совместно с нашим партнером „Большая Байкальская тропа“ — это проект по созданию системы туристических троп вокруг озера Байкал — хотим предложить концепцию „отдыха наоборот“. Туристы будут приезжать на Байкал, чтобы поучаствовать в строительстве тропы в качестве волонтеров», — рассказала Елена Ледовских.

По ее словам, сейчас очень востребовано все аутентичное, к примеру, экологически чистые продукты, обычно фермерские. И здесь виден большой простор для сотрудничества ООПТ с местным сообществом. «Получается интересный синтез сельского и экотуризма. Сейчас это тренд. Создаются региональные ассоциации, которые занимаются продвижением такого продукта. Подобные маршруты предполагает кооперацию разных объектов, создают комплексное туристическое предложение. А выгоду получают все, так как это привлекает значительно больше туристов», — полагает наша собеседница.


Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (0)