Туристическое будущее малых городов: уйти нельзя остаться

вОтпуск.ру 29.03.2018 07:55
Просмотров: 415

Количество посетителей семинара «Экономика туризма малого города», который прошел в рамках выставки «Интурмаркет-2018», превысило все ожидания организаторов. Такой интерес к теме ярко подтверждает, что проблем и болезненных вопросов в этой сфере накопилось много, а как их решать — не знает практически никто.

В России считаются малыми порядка 940 городов, население которых составляет от 50 тысяч до 100 тысяч человек (таковых 154) или до 50 тысяч человек (788). Только 15,7% из них показывают рост населения — в основном, в республиках Северного Кавказа, Татарстане и Краснодарском крае.

Первая и главная из проблем малых городов — финансирование. Например, городу нужно заасфальтировать небольшой участок дороги, чтобы проехать к храму или к музею. Местные власти призывают авторов идеи подождать, пока соответствующий проект не будет включен в более крупную программу. В этом случае может помочь инициативное бюджетирование. О том, как это работает, собравшимся рассказал Владимир Вагин, руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов.

Сегодня в процесс развития инициативного бюджетирования вовлечено 50 российских субъектов: в 2016 году объем региональных субсидий на реализацию таких программ составил 5,1 млрд рублей против 1,4 млрд в 2015-м, а количество реализованных проектов выросло в 3,3 раза — с 2 657 до 8 732.

Поскольку получается, что горожане способны повлиять на появление проектов, финансируемых из госбюджета, включая региональный и муниципальный, то такие инициативные группы быстро становятся врагами местных администраций. «Непросто строить горизонтальные связи в вертикально устроенной стране, — признает г-н Вагин. — И единственный шанс в этой ситуации — договариваться».

Многие малые города России представляют собой историческую ценность, а культурное наследие считается мощнейшим туристическим ресурсом. Так почему маленькие европейские городки исхожены туристами вдоль и поперек, а российские — нет? По мнению президента делового клуба «Наследие и экономика» Дмитрия Ойнаса, для настоящих путешественников важны не столько дороги и гостиницы, сколько мотивация.

«Если люди мотивированы, то они пойдут, полезут, полетят и поползут к вам, даже если у вас нет соответствующей инфраструктуры, — уверен эксперт. — Главное — так „упаковать“ турпродукт, чтобы человек захотел его увидеть. Показательным примером служит Италия: что для нас помойка, для них — романтическая руина».

Вопрос мотивации затронул в своем выступлении и Юрий Щегольков, руководитель Центра изучения проблем устойчивого развития туризма Финансового университета при правительстве РФ. «В каждом маленьком городе есть такой поворот сюжета, который позволит привлечь если не массового туриста, то людей, которым это интересно», — уверен эксперт.

В качестве примера спикер привел историю озера недалеко от города Белев. Каждый год летом из этого озера, маленького, но глубокого, раздается протяжный вой, на водной глади появляются пузыри, и даже существует легенда, что в близлежащей деревне этот момент умирает человек. Появлению звуков и пузырей, конечно, есть научное объяснение, связанное с глубиной озера и медленным таянием льда. Но «белевское чудовище», по аналогии с лох-несским, уже привлекло своих туристов, которые хотят приехать только за тем, чтобы услышать загадочный вой.

«Первое впечатление от посещения малых городов действительно оставляет желать лучшего, — продолжил г-н Щегольков. — Но со временем начинаешь видеть и потенциал, и сообщество людей, которые готовы помогать». Показательный пример — тот же Белев, который еще пять лет назад представлял собой удручающее зрелище, а сегодня, даже несмотря на значительный отток населения (с 50 тысяч в 1989 году до 15 тысяч сейчас), стал привлекателен для туристов.

О том, какие виды ресурсов можно задействовать для продвижения городов, говорил директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского и эксперт делового клуба «Наследие и экономика». Андрей Лисицкий. В частности, эксперт рассказал, как можно использовать в маркетинге территорий подлинные культурно-символические ресурсы: от городских легенд и баек до растений, животных и даже запахов.

«Некоторые задаются вопросом, почему бы не создать в Коломне музей самовара, а в Дмитрове — музей лягушки, — говорит г-н Лисицкий. — Сделать-то можно, только все это не будет соотноситься с территорией. По пути придумываний сейчас идет Павловский Посад: в городе проводится и „Яйцефест“, и праздник холодца. Вот только раскрутить события не получается — именно по этой причине».

Если у вас уже есть идея, финансы, мотиватор и даже культурно-символический ресурс, где взять людей для реализации задуманного? «Не стесняйтесь обращаться в высшие учебные заведения», — советует Ирина Купцова, профессор кафедры культурологии МПГУ. В своем выступлении г-жа Купцова обратила внимание собравшихся на волонтерское движение студентов, которые могут помочь развитию малых городов, а заодно разрушить негативные стереотипы по поводу современной молодежи.

Молодые люди с удовольствием переодеваются в исторические наряды, разрабатывают квесты и в них же участвуют, а также могут провести необходимые исследования удаленно: сидя в библиотеках и занимаясь, например, аналитической поисковой работой. «Им не нужны золотые горы, — поясняет г-жа Купцова. — Достаточно благодарственных писем, характеристик и рекомендаций потенциальным работодателям».

Перспективы малых городов обрисовал в своем выступлении Дмитрий Лисицин, генеральный директор центра социального проектирования «Платформа». Масштабное исследование, проведенное этой структурой, показало, почему проблемы малых городов вызывают такой резонанс.

«На отметке в 100 тысяч человек у федеральной власти пропадает понимание того, что происходит внутри города, — говорит г-н Лисицин. — И в связи с этим вопрос: есть ли вообще место малым городам в федеральных стратегиях?». Существует два предложения: либо насильно переселять всех в более крупные города (так как уровень жизни все равно низкий), либо активно поддерживать всех без исключения. По словам эксперта, такое радикальное противопоставление мешает понять суть проблемы: «Каждый город индивидуален: в нем есть как негативные, так и позитивные стороны. Главное — найти подходящий инструмент воздействия».

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (0)