Герман Елянюшкин: В 2018 году на Оке в Белоомуте заработает новый шлюз

вОтпуск.ру 30.10.2017 12:50
Просмотров: 1129

ФГБУ «Канал имени Москвы» завершает строительство нового шлюза в рамках реконструкции гидроузла «Белоомут» — одного из старейших в столичном регионе. Уже началось тестирование шлюза. 27 октября он был наполнен водой, а в ноябре запланировано первое шлюзование. В навигацию 2018 года пассажирские и грузовые суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут проходить через современное гидротехническое сооружение.

Старое деревянное сооружение на гидроузле «Белоомут» сменил новый судоходный шлюз, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. Это железобетонная однокамерная конструкция с водонепроницаемым днищем. Длина камеры шлюза составляет 276 м, ширина — 18 м, а глубина — 6,8 м. В свою очередь, два сегментных затвора имеют диаметр 11 м и весят 155 тонн каждый.

Работа над созданием шлюза велась с мая 2016 года. Масштабы строительства впечатляют: между лицевыми стенками шпунтовых рядов было выполнено днище из почти 100 распорных железобетонных балок толщиной 1×1 м. Чтобы не допустить повреждения судами, стенки камеры защищены специальным покрытием из высокомолекулярного полиэтилена.

Серьезным шагом в обновлении шлюза стала электронная система управления. На старом судопропуске используется электромеханический привод образца середины 1960-х гг. и обычная механика — редуктор с лебедкой, которую приходится вращать, чтобы открыть ворота шлюза. Новая система полностью автоматизирована: маневрировать сегментными затворами можно будет дистанционно с центрального диспетчерского пульта управления в административно-бытовом здании, либо с местного пульта.

26 и 27 октября новый шлюз успешно прошел первые испытания: были проверены уплотнительные элементы конструкции и затоплена камера. Сегментные затворы должны открывать и перекрывать створы шлюза, позволяя наполнять или опустошать камеру, а уплотнительные резинки — обеспечивать герметичность соединений и предотвращать фильтрацию, то есть поступление воды через уплотнения затворов.

«Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза — левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления. С весны 2018 года суда по Оке в Белоомуте будут проходить через современный шлюз», — говорит Герман Елянюшкин.

Расположенный в Луховицком районе Подмосковья гидроузел «Белоомут» — один из старейших гидротехнических комплексов столичного региона. Вместе с рязанским гидроузлом «Кузьминск» они образуют важную судоходную часть Канала имени Москвы. В настоящее время «Белоомут» находится в предаварийном состоянии. Его реконструкция позволит поднять уровень воды на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и увеличит провозную способность флота. Сейчас завершается первый этап реконструкции, которая включает в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины (сдана в конце августа 2017 года).

«По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта „Канал имени Москвы“ занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы выполнили реконструкцию гидроузла „Кузьминск“, сегодня работаем в „Белоомуте“. Работы ведутся в соответствии с графиком. Гидроузел будет построен в срок — к 2019 году. На повестке стоит поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала», — резюмирует Герман Елянюшкин.

Гидроузел «Белоомут» был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом «Кузьминск» в 1911–1915 годы по проекту инженера Нестора Пузыревского. Состоит из судоходной плотины с фермами Поаре и камеры шлюза размером 16,2×266 м.

Контракт на строительство нового гидроузла «Белоомут» стоимостью 5,54 млрд руб. был заключен в октябре 2015 года в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы 2010–2020». Генеральная подрядная организация — ФГУП «Атэкс». Заказчиком проекта является Федеральное агентство морского и речного транспорта, застройщиком — ФГБУ «Канал имени Москвы», генпроектировщиком — АО «Акватик».

В состав гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями и камерой 18×276 м, капитальная несудоходная плотина (состоит из глухой части и четырех водосбросных пролетов шириной по 18 м каждый), автоматизированная система управления, водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (0)