Российские курортные отели слишком поздно поняли, что ошиблись с ценами

вОтпуск.ру 18.09.2017 09:22
Просмотров: 734

Итоги летнего сезона на внутреннем рынке не стали для туроператоров неожиданностью — учитывая возвращение Турции и «ценовых» ошибок курортных отелей. Снижение спроса — как правило, значительное — зафиксировано по всем туристическим сегментам, но возглавили падение курорты Краснодарского края и Крыма.

В конце 2016 года, когда стартовала договорная кампания на сезон-2017, курортные отели повысили цены в среднем на 12–15%, некоторые пошли дальше, увеличив ценник на 20–30%. Нашлись, правда, и те, кто сохранили стоимость размещения на прошлогоднем уровне.

Осознав к началу лета, что просчитались, отельеры попытались отыграть назад, зачастую опуская цены ниже прошлогоднего уровня. Однако поезд уже ушел — к тому времени большинство россиян приняли решение отдохнуть на турецких и европейских пляжах, чему дополнительно способствовало и снижение курса валюты.

Непросто пришлось и отелям, которые столкнулись со справедливым возмущением туристов, оплативших проживание по акции раннего бронирования. Они, конечно же, заметили изменение ценника в меньшую сторону и зачастую требовали перерасчета по текущим расценкам. Операторы опасаются, что несвоевременные игры с ценами могут снизить интерес россиян к акции раннего бронирования.

В то же время эксперты сошлись во мнении, что, благодаря неорганизованным туристам, отельеры понесли потери в полтора-два раза меньшие, чем турбизнес. Правда, прежние постояльцы больших отелей и санаториев частично перераспределились по частным мини-гостиницам и гостевым домам, предлагающим чистые номера и хорошее питание по низкой цене. К тому же многие отпускники этим летом не озаботились заблаговременным бронированием, а сразу отправились на море в уверенности, что найдут достойное и недорогое размещение.

По сравнению с прошлым годом тарифы также повысили авиа — и железнодорожные перевозчики, что привело к совокупному удорожанию тура. Неудивительно, что туристы все чаще едут к морю на своих автомобилях. Перелет в Краснодарский край оказался наиболее дорогим удовольствием. К примеру, в мае стоимость билета в Анапу доходила до 18 тыс. рублей в одну сторону. Чуть позже цена упала до 12–15 тыс. и сейчас, на исходе сезона, равна 5–6 тыс. рублей. Впрочем, и крымская авиаперевозка в разгар лета не радовала, билеты из Москвы в Симферополь стоили 13–14 тыс. рублей. Правда, на бархатный сезон стоимость дошла до тех же 5–6 тысяч.

В итоге: общее падение объемов по Краснодарскому краю составило 30%, Крым потерял порядка 40% организованного потока. И на 30% снизились количество экскурсионных выездов по центральной России. Наибольшую устойчивость продемонстрировал лечебно-оздоровительный сегмент — Кавминводы ужались в объемах в среднем на 10%.

Операторы надеются, что к следующему сезону курортные отели будут принимать ценовые решения, руководствуясь здравым смыслом. Впрочем, многие объекты уже заявляют, что готовы даже снизить расценки до уровня 2016 года. «Хотя бы не подняли, уже было бы хорошо», — беспокоятся эксперты, но рассчитывают, что уроки прошедшего лета будут усвоены всеми игроками рынка.

Приводим мнения экспертов (в алфавитном порядке по фамилиям).

Ирина Глазкова, компания «Роза ветров»: «В целом по летнему сезону — минус 45–50%. Открытие Турции с низкими ценами на фоне наших вновь подорожавших курортов с плохим сервисом стало основной причиной спада. При этом Крым у нас упал на 50–60%, на втором месте Геленджик — минус 40%, Анапа показала снижение 20%, Сочи — 35%. И впервые за многие годы падение коснулось Абхазии — минус 25%. Полностью не загрузилась даже „Самшитовая роща“, а это самый популярный объект. На 30% снизились продажи экскурсионных туров по средней полосе России, в основном, это школьные группы. На 15% упали и Кавминводы.

Конечно, в 2018 году отельеры расценок, в основном, не поднимут. Хотя не все понимают серьезность ситуации: на днях получили от крымского объекта предложение о сотрудничестве с таким пассажем: „жесткий блок на 9 месяцев“. Внутренний туризм должен просто исключить из практики подобные требования, если все мы хотим добиться стабильных турпотоков».

Оксана Булах, компания «Алеан»: «В этом году пляжный и экскурсионный отдых туристов потерял, в нашей компании только Кавминводы дали прирост 15%. Общее падение к прошлому году составило 17%, но по сравнению с 2015 годом видим увеличение объемов на 20%. Анапа показала спад 15%, Сочи — 22%, Геленджик остался на уровне 2016, Абхазия — минус 25%. Крымские объемы снизились на 30%. Спад около 30% коснулся экскурсионных туров, а вот Подмосковье сохранило прошлогодние показатели.

Продажи по акции раннего бронирования — с ноября 2016 по январь 2017 — были выше, чем в предыдущий аналогичный период. В первую очередь, брали отели, которые летом 2016 года были в дефиците. С февраля спрос начал снижаться. На пляжных направлениях выросло количество броней за месяц до заезда, тогда как год назад путевки выкупали за два-три месяца. Хорошая глубина продаж сохранилась только в санаторно-курортном сегменте. Также на внутреннем рынке выросла доля пакетных туров.

В этом году снизился спрос на отели высокого уровня и экономичные варианты, зато увеличился интерес к объектам на базе трехразового питания».

Андрей Пылов, крымская компания «Турэтно»: «Организованный турпоток снизился на 30%. Туристы теперь часто обращаются в гостиницы напрямую, поэтому у отельеров ситуация выглядит процентов на 10 лучше. При этом выручка у отелей упала заметнее, чем загрузка. Это говорит о том, что в итоге объекты продавали номера дешевле, чем объявили в начале сезона. Лихорадочная попытка догнать рынок, вернувшись к „правильным“ ценам, была запоздалой, да еще отельеры слишком занизили стоимость проживания, откатившись ниже планки прошлого года. Хотя в Крыму себестоимость турпродукта получается высокой и продолжает расти, это связано это с переходом в российское правовое поле. В первую очередь, крайне выросла — в некоторых случаях в три-четыре раза — стоимость аренды земли под объектами размещения.

Конечно, отельеры переоценили спрос после позитивного 2016 года, хотя тогда всему Крыму возросшего потока не хватило. А сейчас еще и конкурентное окружение оживилось с открытием Турции и падением курса валют, да и стоимость перелета на полуостров сравнялась с ценами на полеты в Анталью. Думаю, отели и санатории уже готовы оставить цены 2017 и даже понизить стоимость услуг к следующему сезону — только бы туристы поехали».

Дмитрий Шаров, компания «Мультитур»: «Снижение объемов по Краснодарскому краю с января по август составило 58% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Геленджик упал на 60%, Анапа, как обычно, пострадала больше всех — спад до 70%, Сочи — минус 45%. Абхазия, которую традиционно относят к внутреннему рынку, потеряла до 60% турпотока, но там к общим трудностям года добавились криминальные происшествия. Крым утратил примерно 42%. Но бархатный сезон еще может немного подправить ситуацию. Сейчас туры еще продаются на конец сентября — начало октября.

Кавминводы — спад 27%, но повышение цены там было не более 5%, а половина объектов расценок даже не поднимали. Экскурсионка по европейской части России потеряла примерно 30%, но в сентябре пошло оживление — вернулись школьники. По отдыху в российских пансионатах и на базах видим минус 23%, по объектам Московской области — спад 30%.

Наши черноморские отели „Ателика“ загружались неплохо, в том числе прямыми клиентами. Многие остались довольны отдыхом в прошлом году и поехали опять, хотя раньше предпочитали Турцию».

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (0)