Япония борется с нехваткой опытных и качественных гидов

вОтпуск.ру 31.05.2017 09:45
Просмотров: 1001

Заметный рост въездного турпотока в Японию, а также нехватка сертифицированных гидов-переводчиков способствовали тому, что власти страны приняли поправку к закону о гидах, отменяющую необходимость получения лицензии в этой сфере деятельности. По словам опрошенных RATA-news операторов, до сих пор многие гиды работали в так называемой «серой зоне», а новый закон поможет им легализоваться.

«В Японии явно не хватает русскоговорящих гидов и вообще мало хороших. Качество их работы определяется, увы, не лицензией», — считает представитель японской принимающей компании Ayabex Inc. Динара Липинская. Интернет уже не первый год пестрит предложениями гидов, зачастую не имеющих четкого представления об этой профессии. Впрочем, г-жа Липинская уверена, что рынок быстро отрегулирует соотношение лицензированных гидов и «самоучек». «Знаю немало случаев, когда туристы сами заказывали гида, а потом в срочном порядке просили его заменить на профессионала», — сказала она.

В высокий сезон ситуация складывается настолько напряженная, что работать гидами выходят практически все, кто говорит по-русски. «Туристы жалуются. Мало опытных и качественных гидов, которых можно смело рекомендовать клиентам. К тому же среди сертифицированных гидов много пожилых японцев, которым физически тяжело на длительных маршрутах, сложно с большими группами и, тем более, с капризными вип-клиентами», — говорит коммерческий директор оператора «Фудзи трэвел» Елена Коханова. Директор японской компании Access-Japan, Ink Алексей Чекаев добавил, что реально работающих лицензированных гидов еще меньше, так как многие из них относятся к этой деятельности как к подработке и доступны только в свободное от основной работы время.

Поэтому многие туркомпании вынуждены использовать нелицензированных гидов, несмотря на то, что привлечение их к сотрудничеству считается незаконным. «Однако некоторые гиды без лицензии, судя по многочисленным отзывам туристов, превосходят лицензированных. Ведь сложный экзамен на гида не учитывает артистичность, обаяние, умение общаться с людьми, готовность решать проблемы клиента — все эти качества крайне важны, — считает Елена Коханова. — Поэтому новый закон видится мне позитивным. А гидов не хватает в принципе, надо расширять число подготовительных курсов, повышать квалификацию начинающих специалистов».

По мнению Алексея Чекаева, нынешняя система лицензирования абсолютно оторвана от реальности: экзамен сложный, его содержание порой не имеет прямого отношения к работе гида, явно завышена языковая планка. Да и проводится он лишь раз в году. Поэтому при нынешних темпах роста турпотока без реформирования существующей системы сертификации гидов-переводчиков не обойтись.

А вот генеральный директор компании «Квинта тур» Ирина Серганова уверена, что нововведение еще больше усложнит выбор гидов самостоятельными туристами и турагентствами. И если раньше было хоть какое-то законодательное препятствие для русскоязычного населения Японии, то сейчас каждый сможет объявить себя гидом, просто выставив рекламу на сайте. «Часто гидами представляются русскоязычные граждане бывших союзных республик, жены японцев, многие даже без высшего образования, с заметным национальным акцентом и т. д. Конечно, они знакомы с внутренней жизнью, но крайне далеки от культуры и истории японцев», — говорит г-жа Серганова. Российские же туристы приезжают начитанные, подготовленные, хотят услышать захватывающий рассказ о сохранившей свою самобытность Японии. Сопровождение такими «гидами», по убеждению эксперта, заканчивается малоприятными последствиями: туристы остаются разочарованными страной в целом.

Однако проблемы с гидами не помешали значительному увеличению турпотока в Японию этой весной. Среди причин игроки назвали и упрощение визовой процедуры, и отложенный спрос, и открытие московского офиса Японской национальной туристической организации (JNTO). «Сезон сакуры в этом году побил все рекорды. Особенно выросло число „быстрых“ запросов от индивидуальных туристов, решивших лететь в Японию на праздники или каникулы и самостоятельно забронировавших отели. Рынок оказался не готов к такому наплыву, в интернете постоянно попадались объявления о поиске гида, в том числе и от турфирм», — сообщил Алексей Чекаев.

Ирина Серганова связывает тенденцию к росту не столько с визовым упрощением, сколько с активизацией рекламы страны в этой связи. По ее оценкам, весна продавалась на 25–30% лучше, чем год назад, много бронировали отелей класса 5* delux в Токио, Киото в Хаконэ. «Этой весной, помимо MICE и корпорантов, большинство заказов поступило именно от люксовых клиентов», — подтвердила и Елена Коханова. В компании объемы продаж с марта по май выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (0)