Туроператоры просят разъяснить вопрос об отраслевой отчетности

вОтпуск.ру 31.03.2017 09:24
Просмотров: 1452

Операторы выездного туризма обнаружили, что у них могут возникнуть существенные затруднения с выполнением требований к отчетности, сформулированных в последних приказах Министерства культуры. Игроки рынка попросили разъяснить ряд формулировок, разночтения в понимании которых могут осложнить им выполнение норм нового туристического законодательства.

Участники выездного туристического рынка серьезно озабочены последствиями вступления в силу приказа Министерства культуры Российской Федерации № 2750 от 14 декабря 2016 г. — удалось выяснить «Вестнику АТОР». Напомним, что в приказ № 2750 зарегистрирован в Министерсте юстиции Российской Федерации 17 марта 2017 года, а приказ того же ведомства № 2751 от 14 декабря 2016 г. в настоящее время находится на регистрации в Минюсте.

В частности, эксперты туроператоров констатируют, что в документы допускают разночтения при толковании некоторых положений, относящихся к предоставлению отраслевой отчетности.

Так, в отчете, предусмотренном приказами, туроператоры должны указать сведения за отчетный период, т. е. за 2016 год, когда новая редакция федерального закона № 132-ФЗ, в частности, статья 17.7, еще не действовала. Ряд экспертов говорят, что из содержания самих приказов пока не до конца ясно, надо ли все-таки подавать отраслевую отчетность заново тем игрокам, которые уже подали ее в свободной форме — до того, как приказом Минкульта были разъяснены требования к ней. Ведь туроператоры не были обязаны анализировать и обобщать целый блок статданных, который требуется в приказах, ставших известных только в конце марта: соответственно, таких данных у них просто нет.

С одной стороны, как полагают юристы, приказ может подразумевать, что в этом году туроператоры, уже подавшие отчетность о деятельности туроператора по реализации им туристского продукта в сфере выездного туризма за прошлый год в свободной форме, должны подать новую отчетность в Ростуризм уже в 2018 г. за 2017 г., исходя из того, что закон обратной силы не имеет.

С другой стороны, что подтверждают и первичные разъяснения специалистов ведомств, курирующих отрасль, приказ Минкульта 2750 от 14 декабря 2016 г. может распространяться на деятельность и формирование отчетности туроператорами, которую они вели в 2016 г. и, соответственно, переделывать и дополнять уже поданную отчетность им придется в кратчайшие сроки.

Неоднозначное толкование положений приказа, считают туроператоры, может привести к срыву сроков предоставления надлежащей отчетности, поэтому этот момент нуждается в дополнительных разъяснениях.

Еще больше вопросов возникает у игроков выездного рынка и по поводу отчета «о сведениях о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств». В частности, считают эксперты, разночтения у игроков рынка возникают относительно корректности самой схемы расчета размера «маржи платежеспособности» туроператора.

Так, при определении нормативного размера маржи платежеспособности туроператора, согласно приказу, за основу берется 7% от общей цены туристского продукта, сформированного туроператором в сфере выездного туризма.

Здесь у участников рынка есть вопрос, почему среди показателей данных бухгалтерского учета, которые могут включаться туроператором в расчет валовой прибыли (маржи), по каким-то причинам не указаны средства, перечисленные им в фонд персональной ответственности. Ввиду того, что для туроператоров это значительные средства (от 1 до 7% от общей цены туристского продукта), они вполне могут учитываться при расчете маржи платежеспособности туроператора — считают игроки рынка.

Еще один, и, пожалуй, наиболее существенный, вопрос относительно точности формулировок у игроков выездного рынка вызывает размер «маржи платежеспособности», упомянутый в приказе. Согласно общепринятым трактовкам, маржа (валовая прибыль) любой организации определяется как разность суммы доходов, полученных в результате ведения коммерческой деятельности (в данном случае общей цены турпродукта в сфере выездного туризма), и переменных издержек организации — на оплату труда сотрудников, банковские операции, расходы, связанные с курсовой разницей, ведение хозяйственной деятельности, затраты на рекламу и продвижение и пр.

Опрошенные «Вестником АТОР» специалисты говорят, что ни один оператор выездного туризма в России сегодня не ведет деятельность с маржинальностью в размере требуемых 7% от общей цены туристского продукта.

Поэтому, на взгляд специалистов, цифра в 7% от общего объема реализованного туристского продукта не может считаться прибылью (маржой) туроператора (которая гораздо ниже этого показателя у любого из игроков) и, соответственно не может считаться и нормативным показателем при определении соотношения средств туроператора и принятых обязательств.

«Туризм во всем мире, и в России в особенности, является низкомаржинальной отраслью. У игроков отечественного рынка очень разнятся данные об этой величине. Очевидно, что отрасли нужно вырабатывать коллективное мнение на счет того, что считать приемлемым уровнем маржинальности, причем с привлечением экспертов и от госорганов, и от туроператорского сообщества» — поясняют эксперты.

Исходя из всего этого, очевидно, что требование приказа о том, что фактический размер маржи платежеспособности туроператора должен быть равен или быть больше нормативного размера маржи платежеспособности туроператора (т. е. быть равен или больше 7% общей цены туристского продукта за отчетный год) неосуществимо на практике.

Специалисты резонно указывают, что копии своей бухгалтерской отчетности туроператоры ежегодно подают в Ростуризм и Федеральное агентство по туризму может провести анализ фактического объема прибыли (маржи) туроператорских компаний за последние 2–3 года. Такой анализ, по единодушному мнению всех участников рынка, опрошенных «Вестником АТОР», подтвердит, что маржа туроператоров в сфере выездного туризма составляет существенно меньшую цифру, чем 7% общей цены туристского продукта за год.

Кроме того, указывают эксперты, если речь идет о «финансовой устойчивости» туроператоров, то большинство крупных туроператорских компаний имеют сертификаты IATA — международной ассоциации воздушного транспорта, основной деятельности которой является организация взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта. Для членства в этой ассоциации российские туроператоры ежегодно проходят серьезнейший международный аудит, предоставляя сведения своей финансовой отчетности, той же самой, на основании которой будет рассчитываться нормативное соотношение собственных средств и принятых обязательств туроператора. Маржинальность, которая отражается в отчетности туроператоров, позволяет IATA признавать их финансово устойчивыми компаниями и ежегодно продлевать им членство в ассоциации.

Ассоциация туроператоров обратилась в Министерство Культуры РФ с просьбой — разъяснить перечисленные выше пункты Приказов. В частности, АТОР просит пояснить, что опубликованный 20 марта 2017 г. приказ Министерства культуры Российской Федерации № 2750 предусматривает, что новую отчетность туроператоры обязаны подать в Ростуризм в 2018 г. за 2017 г.

В письме также предлагается предусмотреть возможность учета в определении расчета фактического размера маржи платежеспособности туроператора средства, перечисленные ими в персональный фонд ответственности туроператора.

Вариант, содержащийся в настоящее время в проекте приказа Министерства культуры Российской Федерации № 2751 от 14 декабря 2016 г., говорится в письме, не может быть выполнен туроператорами, что может привести к нежелательным последствиям и может создать сложную ситуацию на туристическом рынке накануне высокого сезона», — говорится в письме. Там же отмечается, что АТОР, в свою очередь, готова оказать любое содействие в определении контрольных показателей и предоставить собственные расчеты, которая может быть использована при определении размера нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств туроператора.

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (0)