Выставка подлинников Рериха «Три радости»

вОтпуск.ру 03.11.2016 13:04
Просмотров: 1282

11 ноября в 17 часов в Музее-институте семьи Рерихов (С.-Петербург, В.О., 18-я л., д. 1) состоится открытие выставки «Три радости», посвященной одноименному произведению Н. К. Рериха.

В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н. К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России и о судьбе воинов, сражающихся за это будущее.

В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине. Замысел выставки — раскрыть образный и философский смысл картины «Три радости», используя другие произведения Н. К. Рериха этого же периода. Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Дозор», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Н. К. Рериха из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.

Картины Рериха сочетаются с произведениями русского религиозного творчества XVII — XX веков из собрания Государственного музея истории религии. Важным дополнением темы являются инсталляции земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием этнографических предметов (одежды, орудий труда и т. д.), предоставленных на выставку Белгородским музеем народной культуры.

В основе сюжета картины лежит народное предание о счастливом хозяине, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. «Хожалый гусляр повещает поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает», — пишет Н. К. Рерих о своей картине. С точки зрения художника истинные радости русского крестьянина — в плодотворном повседневном труде, который освящён покровительством особо почитаемых в народе святых. Образы Святителей (как их называют в русских духовных стихах) написаны Рерихом с позиций народного православия. Это подлинные народные помощники, ежедневно трудящиеся вместе с крестьянином, «отвечающие» за определённые области крестьянского труда, что зафиксировано в народном календаре.

Картину можно считать художественным исследованием традиционной религиозной культуры восточных славян, в котором Рериху удалось образными средствами отобразить сочетание церковной традиции с языческими верованиями, то особое «двоеверие», которое составляло основу жизни русского общества вплоть до середины XX века.

Выставка будет работать до 26 марта 2017 года.

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии (1)

Святой Егорий, согласно русским духовным стихам, сын Софии Премудрости, царствующей на Святой Руси. Облик его наделен сказочными чертами: голова жемчужная, часть звезды". Ему подчиняются волки и змеи. Просидев 30 лет в заточении, в подземной темнице, он выходит на свет для утверждения на земле христианства. В "Тайной Доктрине" говорится: "Из всех семи великих подразделений Дхиан-Коганов или ДЭВ, нет другого, имеющего большего касания о человечестве, чем Кумары. Одно из выдающихся мест должно быть предоставлено Архангелу Михаилу, Великому Покровителю западных и восточных церквей, под его двойным именем Святого Михаила и его предполагаемого подобия на Земле - Святого Георгия, побеждающего дракона".

Святой Николай - заступник от бед и несчастий. У Н.К.Рериха всегда при себе была икона Святого Николая.

Святой Илья - Илья Пророк - грозный, суровый, карающий, но и мудрый и исцеляющий, распорядитель сил природы. Ему подчиняются дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Илья Пророк - озаренный Богом провозвестник.

Так, через образы Святых Рерих направляет людей на принятие через Святого Егория Высших Божественных знаний для претворения на Земле, на бесстрастное отношение ко всем тяготам и трудам, подобно Святому Николаю, чтобы в итоге предстать перед Ильей Пророком в виде полновесного зерна.

Используемые художником методы и приемы создают эпический настрой картины и большое обобщение, то есть показывают, что всё это было характерно для всего народа и испокон века - такая радость, что в повседневных крестьянских трудах помогают Великие Святые и Угодники. И опять

Н.К.Рерих нашел очень выразительный способ отразить народную душу в этих представлениях, которые говорят о связи народа с Высшими Силами, о том, что народ знает и радуется об этом Присутствии.
04.11.2016 в 08:59, George Yasko