Куда в России отправить «гастрономического» клиента?

Татьяна Яковлева, 14.09.2016 12:12
Просмотров: 4573
Гастрономия и туризм всегда взаимосвязаны, а Россия издавна славилась своими угощениями.  У нас многонациональная страна, где кулинарное наследие может стать настоящим гастрономическим брендом, тем более исторически сложившиеся традиции народных кухонь  начинают возрождать. Формирование яркого, «вкусного» и привлекательного гастрономического туристского  продукта России – вот то, что необходимо для активного развития сегмента.

Все эти актуальные вопросы обсуждались на Международном гастрономическом Форуме «Путешествие за вкусом! Пути развития гастрономического туризма в России», прошедшем в конце августа 2016 года в Ярославле. Он собрал представителей органов власти, более 150 экспертов, в том числе иностранных, производителей продуктов, рестораторов, федеральных туроператоров, отельеров, СМИ.



Были представлены многие регионы России. В том числе Архангельская область, Владимир, Воронеж, Вологда, Иваново, Казань, Кострома, Красноярск, Краснодарский край, Кириллов, Липецкая область, Москва, Московская область, Ненецкий автономный округ, Псков, Санкт-Петербург, Севастополь,  Суздаль, Тольятти, Якутск, и, конечно, Ярославль и Ярославская область.



Организатором Форума выступили Ростуризм и правительство Ярославской области при поддержке  Всемирной Туристской организации (UNWTO), Федерации рестораторов и отельеров России, мэрии Ярославля, Международного эногастрономического центра из Москвы, Национальной ассоциации хранителей гастрономического наследия и туризма «Очаг», многопрофильной ярославской сервисной компании «Волга-тур» и Конвеншн Бюро, издательства «Альпина Паблишер» и ООО «Флагман-Экспо».


В течение двухдневных мероприятий с докладами по проблемам развития гастротуризма выступили более 30 спикеров, приехавшие в Ярославль со всех концов России.

Кроме того, опытом развития гастрономического туризма в своих странах также поделились чрезвычайный и полномочный посол Перу в РФ Карлос Мануэль Альфредо Веласко Мендиола и атташе по сельскому хозяйству и окружающей среде посольства Австрии в РФ Карин Доппельбауэр.


Во время кофе-брейка гостей угощали производители натуральных продуктов из Ярославля, Переславля-Залесского, Углича, Рыбинска, Пошехонья.

В ходе форума Агентство по туризму Ярославской области подписало два соглашения о сотрудничестве в вопросах развития гастрономического туризма и продвижения региона с московским «Международным эногастрономическим центром» и Национальной Ассоциацией хранителей гастрономического наследия и туризма «Очаг».

На мастер-классе для участников Форума «Сифонизация чая как основа современного русского чаепития», Сергей Хорольский, организатор чайной школы-студии, с успехом провел интерактивную дегустацию и поделился секретами заваривания чая.



В завершении первого дня форума состоялся грандиозный гала-ужин российской кухни в ресторане «Ванильное небо» на набережной Волги. Подиум банкетного зала стал площадкой для уникального гастрономического шоу, где состязались представители регионов России: Удмуртии, Якутии, Казани, Ненецкого автономного округа и Севастополя. Жюри чемпионата кухонь возглавлял президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.



Эксперты оценивали работу шеф-поваров, презентации и непосредственно вкус оригинальных блюд. У гостей также была возможность попробовать разнообразные гастрономические изыски: мидии в сальсе, удмуртские пельмени, оленину по-тимански, строганину. Вне конкурса к каждому блюду специально были подобраны российские элитные вина, медовуха, коньяк и хреновуха от хозяев пира, команды проекта «Трапеза по-ярославски».



Показательные батлы шеф-поваров сменялись яркими музыкальными номерами известных певцов из Якутии и других регионов.  Вечер завершился вручением наград командам-победителям и общим фото с членами жюри.

На второй день форума состоялось три «круглых стола» на тему «Продвижение российских гастрономических брендов и регионов в России и за рубежом», где обсуждались процессы формирования и продвижения российских гастробрендов.



Виктор Майклсон, глава российской экогастрономической организации Slow Food «Улитка» поделился опытом развития фермерства в мире и рассказал о планах организации на будущее. Движение Slow Food зародилось в Италии около 10 лет назад для противостояния культу быстрого питания, имеет отделения в 150 странах и добралось до России в 2009 году.



Ассоциация поддерживает местные  пищевые продукты, способствует сохранению и развитию местных кулинарных традиций, национальной кухни, местных рецептов, содействует  распространению вкусных,  чистых, честных продуктов.

Виктор Майклсон считает одной из главных задач – воспитание бытовой гастрономической культуры: «С едой, как с кино: можно оценивать фильм, ориентируясь на количество «Оскаров», но лучше развивать собственный вкус».

Кстати, в сентябре в Москве состоится первый фермерский фестиваль, организованный конвивиумом  Slow Food Ulitka. Эту идею поддерживает Национальный Органический Союз во главе с исполнительным директором, Олегом Мироненко, который считает, что органические продукты – основа развития сельского и агротуризма.

«В мире ежегодно путешествуют около 700 миллионов людей, от 20 до 30%  из них предпочитают аграрный или сельский туризм», - говорит он.

Юлия Скороходова, генеральный директор многопрофильной сервисной компании «Волга-тур», предложила по-новому взглянуть на Золотое кольцо России через призму гастрономического туризма.

Перспективы развития туристического гастрономического туризма в России неограниченны. Но, по словам Сергея Позднякова, вице-президента Национальной ассоциации хранителей гастрономического наследия и туризма «Очаг», это возможно только при наличии продуманного и экономически состоятельного конкурентоспособного маркетинга, единого информационного пространства для продвижения «гастрономической» площадки России, которая включает в себя не только описания местных продуктов, но и производителей этих продуктов, мест общественного питания, а также гастрономические события и маршруты.



Красивым окончанием второго дня Форума стал познавательный мастер-класс, который провел Александр Сидоров - независимый винный эксперт и сертифицированный преподаватель, Член Союза сомелье и экспертов России. Его познавательная лекция с дегустацией позволила многим научиться найти различия, почувствовать букет и тонкий аромат лучших российских вин.



По окончании Форума было принято решение подготовить итоговый документ в адрес федеральных властей с предложениями по развитию гастрономического туризма в Российской Федерации.

Форум в Ярославле в рамках проекта «Гастрономическая карта России», инициированный редакцией интернет-издания «ЖИВАЯ КАРТА» при поддержке Национальной Ассоциации гастрономического наследия и туризма «ОЧАГ», дал начало серии гастрономических фестивалей во многих регионах России: Медовуха FEST" в Суздале, в Абрау-Дюрсо, на дальнем востоке "Вкус Якутии", на юге России - "О, да! Еда!".

Пир на Волге

В Ярославле 20 августа дебютировал городской пикник «Пир на Волге» под девизом «Счастье есть!». Организатором грандиозного мероприятия в одном из самых живописных мест города – Стрелке, стала компания «Волга-тур» при поддержке правительства Ярославской области и мэрии Ярославля.



В гастрономическом фестивале приняли участие представители 27 регионов России. Антон Привольнов и Наталья Семенихина, ведущие программы «Контрольная закупка» на «Первом канале» руководили гастрономическим праздником и показательными кулинарными мастер-классами на главной сцене. Зрители могли увидеть, как работают  виртуозы своего дела, повара из Удмуртии, Татарстана, Якутии, Ненецкого автономного округа.

Представители федеральной прессы мерялись силами в чемпионате по грилю с актерами театра Волкова и чемпионским составом Ярославского хоккейного клуба «Локо».



Для гостей фестиваля в специальной программе шатра Большой кухни шеф-повара из 4 стран показывали чудеса кулинарии. Испанский шеф Манолу Мануэль Лопес Сан Хуан обучил готовить гаспаччо. Как по волшебству, в руках у талантливой мастерицы Марии Шрамко, чемпионки мира по кондитерскому искусству из Исландии, и ее помощниц появлялись сахарные цветы: букетик ландыша, веточки вишни, маки и розы.



На тематических площадках была возможность не только купить вкусную продукцию, но и отведать деликатесы лучших ресторанов Ярославля и регионов, а также широкий спектр продукции национальных и местных кухонь: сыры из частной сыроварни Марии Коваль,  медостав из Тыгыдыма, квас от Залесской Пинки и даже деликатесы из улиток с улиточной агрофермы Переславля. В течение всего дня проводились конкурсы на различную тематику, мастер-классы по рисованию, лепке, благотворительные акции, работала «Кухня здоровья», академия имиджа и стиля по созданию креативных костюмов.



Новшество Ярославля –  ярко-голубые вагончики фудтраки прямо с колес предлагали фирменные бургеры и домашний лимонад.
На сценической площадке проходили театральные представления, выступали до самого закрытия популярные музыкальные группы.

Попробуй Россию!

Под девизом «Попробуй Россию на вкус» в течение нескольких дней представителей федеральных и travel СМИ знакомили с возможностями гастрономического туризма Ярославской области.

Журналистам показали современные технологии производителя колбасных изделий и мясных деликатесов ТМ «Мясославль» в Тутаеве. На Ярославском пивоваренном заводе акулы пера узнали, из чего и как варят пиво. Под руководством пивного сомелье продегустировали различные сорта светлого и темного пива.



Сергей Ефименко, директор «Русского парка», первого в России историко-этнографического комплекса
, рассказал о насыщенных тематических программах и экскурсиях, а затем пригласил в Музей чая и Музей кваса на дегустацию, где журналисты оценили на вкус напитки, приготовленные по старинным рецептам. В  Туристическом комплексе «Попов луг» можно не только отобедать, попробовать натуральные фермерские продукты, но и остановиться на ночевку в домиках кемпинга.



В рамках проекта «Переславль-Вкусный» на базе этнокультурного проекта «Дом Берендея» состоялась встреча с гостеприимным Берендеем и его командой. Весело, с гармошкой, песнями и прибаутками гостей угощали блинами. А на подворье ждали разные вкусности от местных производителей: копченая ряпушка, щука из Плещеева озера, сыры, десерты, лимонад, светлое и темное пиво от частной пивоварни «Пинка Залесская». Настоящий фурор произвели улиточные бега, астрологическое гадание на улитках, а также блюда из свежайших улиток - эскарго по-переславски от агрофермы Алексея и Галины Дьячковых.



Мария Коваль, владелица частной сыроварни
, пытается возродить ремесленное сыроделие России. На презентации она подробно описала весь процесс приготовления сыров по авторским рецептам на базе голландских, итальянских, французских технологий с использованием молока коз и коров, специально выведенных ярославских пород. Здесь производят почти 20 видов сыров на любой вкус, сливочное масло, кефир.



Более 1000 сортов водки представлены
в «Музее истории русской водки» в Угличе. Музей основан в память об уроженце города - «водочном короле» Петре Смирнове. Девиз музея: «Только водка из России – настоящая русская водка!» Журналистам предложили проинспектировать алкогольную продукцию старейших ликероводочных заводов России.



Еще одно удивительное место показали представителям СМИ в Мышкинском районе в деревне Мартыново. Этнографический музей кацкарей знакомит с укладом жизни, обычаями, языком общины кацкарей.  Музейная экспозиция включает в себя несколько деревенских изб конца XIX - начала XX века, скотный двор. Гостей накормили деревенскими щами, томленой картошкой и пирожками с топленым молоком, а затем фольклорный театр устроил веселое интерактивное представление на кацком языке «Дарома, да не больнё».



Эксперты единодушно уверены – гастрономический туризм в России должен начать активно развиваться, для этого есть все предпосылки и возможности.



«По данным ООН, около одной трети расходов туриста приходятся на еду», - уточнила Алла Пересолова, эксперт Всемирной туристической организации. По ее словам, для успешного развития сегмента необходимо взаимодействие всех участников процесса, формирование государственной политики по поддержке направления, диалог между местными властями и бизнесом, брендирование, создание уникального продукта, а также реклама, выпуск путеводителей и серьезная заинтересованность туроператоров по созданию яркого предложения.

Фоторепортаж
Комментарии

Материалы по теме