Индонезия, Ява – что смотреть Храмовый комплекс Прамбанан

Visit Indonesia , 24.01.2014 14:14
Просмотров: 5127
Прамбанан — один из двух, наряду с Боробудуром, величайших храмовых комплексов древней Явы, включенных в список мирового наследия ЮНЕСКО. В разговорах об Индонезии они всегда упоминаются вместе, причем если необходимость посещения Боробудура ни у кого не вызывает сомнений, то про Прамбанан часто думают: а стоит ли туда ехать? Да, обязательно стоит! И дело даже не в том, что он расположен ближе к Джокьякарте, чем Боробудур, и ехать туда быстрее, дешевле и удобнее — можно просто сесть в зеленый городской автобус-экспресс, идущий из центра города (и по дороге проезжающий аэропорт). А в том, что его главный храм вовсе не вариация на тему Боробудура, как многие думают, но сооружение совсем иного рода, не менее грандиозное, пожалуй, более выразительное, даже ошеломительное.

Главное отличие от Боробудура, который является буддийским храмом, является то, что комплекс Прамбанан посвящен индуистским богам - Тримурти, индуистской троице: создателю мира Брахме, хранителю Вишну и разрушителю Шиве.

Комплекс состоит из трех концентрических огражденных участков, некогда окруженных метровыми стенами. Внешний — прямоугольник площадью 222 х 390 м, никогда не имел построек. Средний, квадрат 110 х 110 — то есть практически равный по площади Боробудуру — был застроен небольшими храмами. Их было 224, и располагались они по периметру в 4 ряда (по 68, 60, 52 и 44 храма от внешнего ряда ко внутреннему). Сейчас они представляют собой живописнейшей поле обломков черного базальта, и лишь немногие из них восстановлены. Согласно одной древней надписи, эта часть комплекса называлась Шивалая, т.е. «Царство Шивы», и храмы здесь строились на средства частных жертвователей. В то же время центральная часть, квадрат 34 х 34 м, называемая Шивагриха, т.е. «Дом Шивы», была возведена по заказу царя. Над всем комплексом возвышаются три главных храма-башни Тримурти.

Центральный храм высотой 47 м посвящен Шиве, что говорит о принадлежности комплекса шиваизму: сторонники вишнуизма, второго из двух главных направлений индуизма, посвятили бы главный храм Вишну. Это связано с тем, что часть правящей элиты Яванского государства IX в н.э. придерживалась именно этого религиозного течения. Напоминающий знаменитую Преображенскую церковь в Кижах, только сделанный не из дерева, а из черного базальта, этот храм поражает грандиозностью и изобилием скульптурного убранства. Вход в его главный зал, где стоит трехметровая статуя Шивы — с востока. С юга помещен мудрец Агастья, с запада – сын Шивы, слоновоглавый Ганеша, с севера — жена Шивы Дурга. Открытая галерея, опоясывающая нижнюю часть храма, украшена рельефами на темы индийского эпоса «Рамаяна», порядок которых — от восточного входа по часовой стрелке. 

Местное предание считало статую Дурги принцессой Рара-Джонггранг (варианты — Роро-, Лоро-,  Лара-, «стройная дева»), и именно под таким именем храм известен среди яванцев. Сложная, как водится, коллизия легенды привела к тому, что некий принц влюбился в эту самую Роро, которая поставила ему два невыполнимых условия для свадьбы, одним из которых было построить тысячу храмов за одну ночь. Принц, обладая, конечно же, сверхъестественными способностями, запряг в работу демонов, которые возвели 999 храмов и принялись было уже за тысячный. Однако коварная Лара — ее извинением может служить то, что принц до этого якобы убил ее пошедшего на него войной отца — решилась на подлог. Над линией горизонта, где обычно таится восход, она возожгла свой факел, и еще выгнала служанок на прополку риса, которой занимаются только на заре. Демоны, увидев это и испугавшись появления солнца, поспешно скрылись под землю, бросив недостроенным 1000-й храм. И тогда, узнав о подлоге, Шива не на шутку разгневался и превратил  Лоро в статую, чем и завершил строительство храма, наказав, таким образом, строптивою невесту. Статуя, изображающая Лару, находится в северной части храма Шивы.

Вернемся, впрочем, к подлинным адресатам древних архитекторов. Храм бога-хранителя Вишну расположен к северу от главного, создателя Брахмы — к югу. Они подобны центральному, но в полтора раза меньше него (их высота 33 м). Западнее трех главных храмов также в ряд стоят меньшие (средний 25, боковые 22 м) храмы вахана (ездовых животных) Тримурти: Шивы — бык Нанди, Вишну — мифическая птица Гаруда, Брахмы — гусь Хамса. Завершают центральную часть комплекса два 16-метровых храма, отмечающих местоположение северных и южных ворот, а также 8 небольших храмиков по главным и промежуточным сторонам света. Всего в комплексе было 240 храмов.

Комплекс храма Тримурти в Прамбанане с его математической планировкой и строго упорядоченной символикой не совсем типичен для индуизма, и возник, вероятно, как индуистский ответ построенному незадолго до того буддийскому Боробудуру. Такое «альтернативное строительство» связано с борьбой феодальных элит Яванского государства, которые придерживались разных религий.

Дошедшие до нас исторические источники о Прамбанане крайне скудны и противоречивы. В целом можно сказать, что храм был построен вскоре после 850-го г. царем из династии Санджайя, вероятно, Пикатаном.  По более распространенному толкованию, Санджайя одержали верх над построившими незадолго до того Боробудур Сайлендрами и в знак торжества индуизма возвели грандиозный комплекс, который и достраивали вплоть до начала Х в. Причины, по которым эти храмы были заброшены, выдвигаются различные. Часть исследователей считает, что причиной стал природный катаклизм, погубивший долину Прамбанан. Чаще всего упоминают возможное землетрясение и извержение вулкана Мерапи, находящегося поблизости. Другие называют основными причины социальные – истощение земель Центральной Явы и массовый исход населения на восток острова. В любом случае, храмы довольно скоро были брошены и начали разрушаться.

Честь открытия Прамбанана, как и Боробудура, принадлежит англичанам: на него в 1811 г. наткнулся Колин Маккензи, служивший при губернаторе Раффлзе. Масштабные восстановительные работы  проводились в 1918-1953 гг. Сейчас вокруг храмов устроен археологический парк, хотя сами они иногда используются для проведения церемоний балийцами, а также немногочисленными яванскими индуистами (практически все население Явы сейчас — мусульмане).

Вообще, Прамбанан — это не только главный храм, но целая долина. Помимо комплекса Тримурти здесь сохранилось еще более десятка храмов и дворцов примерно того же времени, иногда руинированных, а иногда почти целых. Среди них своей архитектурой и скульптурой впечатляют три. Первый — предшественник храма Тримурти, обширный, но сильно руинированный буддийский комплекс Севу. Он находится внутри археологической зоны, примерно в 20 минутах ходьбы от главного комплекса. По территории археологического заповедника курсирует открытый автобус-«паровозик», на котором можно добраться до нужного места или просто покататься по территории.

Второй — отдельный небольшой буддийский храм Каласан, находящийся на несколько км ближе к городу. Построенный в 778 г. и посвященный богине Таре, этот задумчивый и немного запущенный храм впечатляет своим скульптурным убранством. Наконец, самый впечатляющий после Тримурти комплекс долины — также буддийский Плаосан-Лор. Он состоит из двух храмов, черные силуэты которых эффектно смотрятся на фоне неистовой зелени рисового поля. Во тьме этих храмов (постарайтесь найти фонарь и внимательно смотрите под ноги!) скрываются изысканные статуи, а снаружи храмы охраняют пучеглазые гиганты-хранители Дварапалы. Но самое прекрасное во всех этих храмах — практически полное отсутствие туристов, возможность погрузиться в мирное течение повседневной жизни и пообщаться с местными. В Индонезии, народ которой отличается удивительной общительностью и приветливостью, это — одно из главных наслаждений.

Упоминавшийся выше вулкан Мерапи являет собой часть ландшафта долины, величаво возвышаясь над ней и напоминая жителям, что стихия пока неподвластна силам человека. Вулкан является одним из крупнейших в мире – его высота достигает 2386 м., а глубина кратера – 175 м.

Само название («Гора огня») предостерегает от фамильярного отношения к вулкану – только за последние 100 лет произошло 5 крупных извержений, повлекших гибель почти двух тысяч человек. 

Шахтеры, добывающие серу на склонах Мерапи, относятся к вулкану с подобающим уважением. Как только они улавливают симптомы, которые говорят о скором пробуждении Мерапи, тут же приносится жертва. В жерло вулкана бросают голову козла. Считается, что это должно умилостивить духов Мерапи.
Компания: Visit Indonesia
Комментарии