Индонезия: всемирное наследие ЮНЕСКО

Visit Indonesia , 01.11.2013 17:26
Просмотров: 4574
К культурному наследию Индонезии относят материальные объекты, ставшие туристическими визитными карточками этой страны - например, храмы (Боробудур, Прамбанан), национальные парки (остров Комодо, Лоренц, Уджунг Кулон), тропические леса Суматры. 

Помимо этого, список ЮНЕСКО включает так называемое «нематериальное наследие». В прошлой рассылке мы рассказали о таких явлениях индонезийской культуры, как батик, театр ваянг, кинжал крис, музыкальный инструмент ангклунг, танец саман и сумка нокен.

Есть и более сложные, комплексные понятия, которые не всегда можно назвать «объектом». Одним из них является культурный ландшафт провинции Бали.

Уникальность этого явления в том, что памятником является не один какой-то объект, а совокупность традиций, обычаев, составляющих культуру островитян.

Поговорим немного подробнее об этом.

Главной сельскохозяйственной культурой балийцев является рис, а единственным способом его выращивания – заливные поля.  В условиях гористой местности, создание ирригационных сооружений и их дальнейшая эксплуатация является очень трудоемким процессом, требующим участия в нем как можно большего количества людей, а также координации их усилий, разделения труда.

На острове Бали, рис выращивается на многоярусных террасах, порой, до десяти рядов. Их сооружение требовало титанических усилий в те времена, когда люди могли рассчитывать только на свою мускульную силу. С учетом гористой местности, применение гужевого транспорта было также ограничено. Можно сказать, что строительство террас по своим трудозатратам сравнимо с легендарными пирамидами Гизы. Совокупная площадь искусственных рисовых полей на Бали составляет 19 500 гектаров. Это больше, чем занимает Западный административный округ Москвы.  Помимо собственно террас, система включает в себя также сеть каналов, проток, шлюзов. Сложно себе представить, что все это было разработано и построено в IX веке н.э. Именно к этому периоду времени относятся первые упоминания об ирригации на Бали.

Вышеописанная гидротехническая система называется «субак». Следует отметить, что есть еще два смысла, которые балийцы вкладывают в понимание этого слова.  

«Субак» можно определить еще и как общину крестьян, совместно использующих одну ирригационную систему. Причем, в субак может входить как одна, так и несколько деревень. Критерием для принадлежности к общине является именно совместное  использование конкретной ирригационной системы или источника воды.

Однако, понятие субак не исчерпывается чисто хозяйственным или административным значением.
Субак несет еще и мистическую функцию – каждая община имеет свой собственный храм, которые некоторые называют «водными храмами». Их основная задача – «отношения» с конкретным духом, который «ответственен» за благополучие общины. Эти духи олицетворяют силы природы. Как правило, храм субака является самым большим по размеру объектом в общине. Самый известный «водный храм» - Таман Аюн. Он был построен в 1634 г раджой Менгви. Со всех сторон храм окружен каналами, попасть в него можно только через мост. Внутри храма расположен фонтан с 9 струями, которые символизируют 9 основных божеств Бали. Интересно, что струи ориентированы по восьми сторонам света, а девятая струя бьет вверх.

Заметим, что духи предков у балийцев ассоциируются с горами.

Стоит отметить, что разновидность буддизма на Бали, которую некоторые исследователи именуют индо-буддизмом, имеет свои особенности. Он включает в себя как положения классического учения буддизма, так и языческие верования, которые основаны на поклонении стихиям природы и предкам.
Основой мироощущения балийцев, исповедующих индо-буддизм, являются принципы «Три хита карана» (три условия благополучия):
  • Гармоничные отношения человека с божественными силами
  • Гармоничные отношения человека с природой
  • Гармоничные отношения человека с другими людьми
В канонической индуистской литературе принцип «три хита карана» не фигурирует, но, при этом, он очень близок по духу индуизму и принимается балийцами как часть религии.

Балийская община, субак, основой своей жизни полагает эти принципы. Эти же принципы переносятся и на хозяйство – совместная ирригация заливных рисовых полей подразумевает бережное и рачительное отношение к природе. Взаимодействие между общинниками, а также их участие в ирригации и последующее распределение урожая происходит с учетом их материального положения и физических особенностей каждого.

Водопользование сакрализуется, каждые его значимые этапы сопровождаются разными церемониями (например, пуск воды) в соответствии с принципами «три хита карана».

Интересно, что система субак позволила балийцам добиться самой высокой урожайности риса в регионе. На Бали удается собирать 3-4 урожая риса в год. 

В настоящее время на Бали насчитывается более тысячи субаков. Разумеется, в современных условиях субак постепенно трансформируется в «ирригационный кооператив», где физическое участие заменяется денежными взносами. Тем не менее, отношения внутри общин стараются поддерживать на принципах, заложенных предками. Например, общественный порядок до сих пор, в значительной степени, поддерживается не полицией, а «добровольной народной дружиной» общины субак.

В 2012 году система субак была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как материализация принципа «три хита карана».
Компания: Visit Indonesia
Комментарии