Мошенничество в турбизнесе — беда целой отрасли

Ольга Стрикун, 21.02.2014 12:44
Просмотров: 8456
Начало нынешнего года ознаменовалось новым экономическим криминалом в туристической среде. Так, 31 января было возбуждено уголовное дело против иркутского туристического агентства «Пилигрим-Тур» по факту мошенничества в особо крупном размере. От действий турагентства, по предварительным данным, пострадало более 100 человек из Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, поселка Белореченск.

Ущерб, нанесенный клиентам, по информации пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области, колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. В настоящее время сотрудники внутренних дел продолжают сбор доказательств, допрашивают свидетелей и потерпевших, а также проводят ряд специальных экспертиз.


Кроме того, подразделения экономической безопасности проводят мероприятия по установлению способов легализации доходов, добытых преступным путем. В частности проверяется информация о выводе денежных средств для финансирования другого коммерческого проекта, не связанного с туристической сферой.

Общая для всего российского турбизнеса проблема мошенничества и банкротства в Сибири встречается пока реже, чем в других городах РФ. Однако в последние годы такие случаи стали учащаться. И это не может не беспокоить туристическое сообщество.

За комментариями о том, как обезопасить рынок, корреспондент TRN обратился к представителям местного турбизнеса. Прозвучало несколько точек зрения.

Директор томской туристической фирмы «Инна-Тур Томск» Олег Барабаш считает, что необходимо вносить поправки в существующее законодательство.

«Нужно законодательно ограничить выход фирм на агентский рынок, – говорит Олег Барабаш. – При открытии нового агентства, должно быть обязательным его банковское финансовое обеспечение, подобно тому, как это сделано на туроператорском рынке, только с другими цифрами. Необходима единая регистрация турагентств. Пока у законодателей хватило сил регламентировать работу операторов. До агентского рынка руки у них еще не дошли – не хватило времени и возможностей. Я считаю, что такое время для турагентств настало. Если его упустить, дальше будет только хуже».

Этой же точки зрения придерживается член Новосибирской ассоциации туристских организаций Игорь Соловьев: "Наша организация считает, что выходом могло бы стать введение финансовых гарантий для турагентств. Конечно, суммы гарантий должны быть гораздо меньше, чем туроператорские. Но это уже вопрос для обсуждения..."

"На туристическом рынке, – продолжает эксперт, – имеет место жесточайшая конкуренция, которая еще больше обостряется в периоды экономической нестабильности. А по всем признакам, в России сейчас как раз такой период. Турпутевки отнюдь не являются предметом первой необходимости. Падают спрос, глубина продаж, туристов на все турфирмы не хватает. Отсюда банкротства и мошенничества. Мы живем в условиях свободного рынка, и подобные риски – это естественная плата за конкуренцию, за низкие цены, которые так нравятся потребителю".

По словам эксперта, в свое время профессионалы рынка предупреждали, что отмена лицензий для занятия туристической деятельностью в качестве оборотной стороны медали приведет к подобному эффекту. На рынок хлынет огромное количество дилетантов.

«В результате скидочных войн цены упали, и мы имеем то, что имеем. Лицензии уже не вернутся, по крайней мере, в обозримом будущем: правительство РФ четко дало это понять», - подчеркнул он. 

Мнение диаметрально противоположное предыдущему высказал председатель правления Регионального Отраслевого Союза Туриндустрии Сибири Наталья Куцевол.

«На сегодняшний день на рынке чаще встречаются мошенничества, чем банкротства турагентств. И дело не в отсутствии регулирования турагентского рынка. Если туроператор хочет контролировать своего агента, у него для этого есть все рычаги, обозначенные в действующем законодательстве. В том числе договорные условия, партнерские программы и финансовые взаиморасчеты. Сбой происходит, когда туроператор не хочет нести ответственность за свои каналы сбыта, но при этом намерен получить максимальную прибыль на рынке», - говорит собеседник TRN.

По его мнению, в основном нарушения законодательства связаны с умыслом. Поэтому Региональный Союз Туриндустрии планирует в ближайшее время (в феврале-марте) провести серию пресс-конференций и записать ряд передач под общей тематикой «Безопасность туризма – безопасность туриста».

По словам руководителя Новосибирского офиса TEZ Tour Галины Машуховой, Сибирский регион более или менее сбалансирован в плане недобросовестно работающих на рынке агентств. Как она считает, турагентства исчезают по двум причинам: или люди не умеют вести бизнес, не справляются с заявленными амбициями, или это изначально спланированное мошенничество.

«Мы встречаемся с туроператорами и отслеживаем ситуацию, потому что любой негатив в отношении турбизнеса вредит нашей работе. В своем кругу мы обмениваемся «черными списками», и если видим, что агентство начинает пользоваться деньгами туристов, и не вовремя платить, стараемся заканчивать с ними работу. К сожалению, на 100%  это не всегда получается».
Комментарии

Материалы по теме