Все по закону: Что делать с демпингом?

Ярослав Фризский, 22.06.2016 15:06
Просмотров: 6427
В рамках проекта «Все по закону» портал TRN продолжает разбираться в непростых ситуациях и темах. Сегодня при непосредственной помощи адвоката, председателя комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности Ассоциации «СТА» Димитрия Морозова мы постараемся выяснить, можно ли  бороться с демпингом законодательным «мечом».  

Ассоциация туроператоров России 15 февраля 2010 года объявила о создании Хартии поддержки агентского бизнеса, целью которой была консолидация туроператоров и турагентов к борьбе с участниками рынка, подрывающими его абсурдными скидками. Прошло уже 6 лет, но профессиональное сообщество постоянно возвращается к этой проблеме...

В чем же её причина, почему некоторые участники рынка предоставляют максимальные скидки, тем самым приводя отрасль в состояние дисбаланса?

Сегодня мы не говорим об очевидной экономической подоплеке (привлечение новых клиентов, занятие определенной ниши, увеличение количества оборотных средств). Речь пойдет о юридической составляющей.

Отвечает Димитрий Морозов:

«В целом государство поддерживает наличие конкуренции. Существует три основных закона, так или иначе регулирующих вопрос предоставления скидок: ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе и Налоговый кодекс РФ.

Федеральная антимонопольная служба РФ контролирует и препятствует установлению запретов, ограничивающих конкуренцию, руководствуясь статьями 11 и 11.1 ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающих запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Законодательно закреплено, что такими действиями являются установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. Аналогичная норма установлена и в отношении хозяйствующих субъектов, действующих без заключения какого-либо соглашения.

То есть можно сказать, что совершение действий устанавливающих или поддерживающих цены, тем более, если это осуществлено публично, сразу же попадает в поле зрения Федеральной антимонопольной службы РФ.

Законодательство о рекламе определяет только ограничения о соответствии рекламы и фактических предложений. ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной может быть признана только реклама о размере скидок, если она не соответствует действительности. Таким образом, данная сфера государственного контроля, по сути, никак не влияет на сам факт предоставления скидок, но может ограничить такую рекламу при выявлении несоответствий.

Федеральная налоговая служба России в порядке, определенном Налоговым кодексом РФ, проверяет принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. В частности пунктом 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, когда цена товаров, работ или услуг, применяемая сторонами сделки, отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной стоимости идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Но порог изменения стоимости, определенный Налоговым кодексом РФ в среднем явно больше фактически предоставляемых скидок за реализацию туристского продукта.

При этом зачастую обеспокоенность профессиональных участников рынка вызывают скидки, предоставляемые в большем объеме, чем обычно. К сожалению, некоторые участники рынка путем предоставления скидок добиваются увеличения количества своих продаж, но из-за отсутствия иных современных технологий продаж потом долю рынка теряют. А опытные туроператоры и турагенты, вкладывающие в развитие своих консультантов-продавцов, недополучают прибыль. Очевидно возникновение определенного дисбаланса.

Исходя из вышеизложенного, крайне важно и перспективно обсуждение демпингового вопроса бизнес сообществом с привлечением Федеральных органов исполнительной власти».
 
Комментарии