Текст письма Ассоциации туроператоров России в Госдуму в связи с проектом Федерального закона

Елена Петрова, 11.12.2014 12:02
Просмотров: 30328
Председателю Государственной Думы Сергею Нарышкину
Руководителю фракции партии «Единая Россия» Владимиру Васильеву
Руководителю Коммунистической партии России Геннадию Зюганову
Руководителю партии «Справедливая Россия» Сергею Миронову
Руководителю Либерально-Демократической партии России Владимиру Жириновскому
Руководителю экспертного совета по туризму Михаилу Емельянову



В ближайшие дни в Государственную Думу РФ будет внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристического рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы  территории Российской Федерации».
 
Над созданием этого законопроекта федеральные ведомства работали около четырех месяцев, но результат получился и плачевным, и устрашающим одновременно. Плачевным – потому что права туристов он не защитит, а устрашающим – потому что разрушит все виды туристического бизнеса в России.
 
Самым ярким примером несоответствия законопроекта современным реалиям является блок нововведений в части обеспечения финансовой ответственности туроператоров перед туристами. Нормы, предложенные в законопроекте, неисполнимы. Лидирующие страховые компании никогда не застрахуют туроператора на сумму большую, чем 100-150 млн. рублей, о чем они уже неоднократно публично заявляли. Зачем же писать в законе о мифических 3% и 5% почти от полного оборота компании? Ведь очевидно, что страховка у крупных компаний должна составлять от 500 млн. до 3 млрд. рублей. Застраховаться на такую сумму просто не у кого. Банк тоже не даст гарантию на эту сумму.
 
Если страховая компания или банк согласятся выдать гарантии на эти суммы, то, скорее всего, это будут компании, аналогичные страховщику «Восхождение». Последствия страхования у таких компаний все наблюдали этим летом – страховая компания превысила имеющийся резерв для выплаты компенсаций. Получается, что авторы закона даже не попытались проанализировать рынок и существующие возможности его игроков. Может быть, планируется, что на исполнение этих требований «закроют глаза», но тогда о защите прав потребителей не может быть и речи.
 
Законопроект также содержит сроки исполнения новых требований. Так, на 2015 год размер финансового обеспечения туроператора в сфере выездного туризма составит 3% от общей цены туристского продукта, а в 2016 – 5%. Но закон еще не поступил в Госдуму, а туроператоры уже сейчас страхуются на 2015 год, т.к., согласно действующему закону, они обязаны подать в Ростуризм  новые сведения о себе не позднее марта 2015 года. Что же, им придется достраховываться и экстренно проводить аудит? А если это будет невозможно выполнить с учетом специфики работы и возможностей страховых компаний? Ответ простой – опять последует череда закрытий компаний из-за заложенной в Законе правовой коллизии, и, безусловно, пострадают десятки тысяч российских граждан.
 
Подчеркнем, что порядок исчисления финансового обеспечения сильно ущемляет интересы небольших, узкопрофильных туроператорских компаний, ведь нести расходы им придется наравне с довольно крупными компаниями.
 
Наделение дополнительными полномочиями объединения «Турпомощь» представляется не просто крайне преждевременным, но и нелогичным. Более того, некоторые нормы из законопроекта откровенно позволяют допущение злоупотреблений и коррупции. По замыслу законодателя, при «Турпомощи» будут созданы два фонда: резервный и фонд персональной ответственности каждого туроператора. Туроператоры должны будут заранее определить количество туристов в будущем году и перечислить в фонд по 100 рублей с каждого будущего туриста. Если в конце года выяснится, что у туроператора было, например, на 10% больше туристов, чем он запланировал, «Турпомощь» должна ходатайствовать в Ростуризм об исключении этого туроператора из реестра. Именно тут заложены возможности для коррупции и злоупотреблений, поскольку другого способа   проконтролировать заявленное количество туристов в Законе нет.  Более того, именно «Турпомощь» будет принимать решение, освобождать туроператора от уплаты членского взноса на будущий год или нет. Такие предложения никак не сочетаются с задачами Правительства Российской Федерации в борьбе с коррупцией и злоупотреблениями.
 
Вышеназванные нормы затрагивают интересы туроператоров в сфере выездного туризма. Но в законопроекте есть положения, которые приведут к необратимым последствиям и в сегменте стратегически важного для экономики внутреннего туризма. Речь идет о предложении обязать турагентов работать только от имени и по поручению туроператора. Исполнить это требование невозможно ни туроператору, ни турагенту.
 
По примерным подсчетам на рынке сейчас осуществляют деятельность более 20 тысяч турагентств. Небольшая туроператорская компания взаимодействует как минимум с 1-2 тысячами агентов, ведь основная реализация турпродукта осуществляется через них. У крупного туроператора могут быть заключены  договоры с 15 тысячами турагентов.  Как можно всем им раздать доверенности на действия от своего имени? Ведь гарантий качественной и профессиональной работы турагента просто не существует. Сейчас по всей  России ежедневно, безнаказанно, с деньгами туристов пропадают недобросовестные турагенты.  Введение такой нормы увеличит количество мошенничеств в несколько раз. Туроператор не должен отвечать за всех.
 
Не вызывает никаких сомнений, что после введения этой нормы без работы останутся десятки тысяч россиян, осуществляющих трудовую деятельность в турагентских компаниях. Очевидно, что общественный резонанс будет колоссальным.
Но еще большие опасения за судьбу туристического рынка вызывают предложения, связанные с договором фрахта и иным договорам перевозки. В законопроекте  появился новый субъект отрасли – фрахтователь или агент фрахтователя. Согласно предложенным нормам, туроператор именно фрахтователю или его агенту должен предоставить гарантии оплаты услуг по договору, причем не получив от него взамен аналогичных гарантий.
 
Ключевое банкротство прошедшего лета было вызвано сложными финансовыми взаимоотношениями между компаниями «Лабиринт», «Идеал Тур» и авиакомпанией «Оренбургские авиалинии». То есть, получается, что  вместо исключения подобных ситуаций, их решили узаконить.
 
Важно отметить, что требования к договору фрахта распространяются на все виды перевозки (воздушную, железнодорожную, морскую, речную). Касаются они и туроператоров, заказывающих только блоки мест  на рейсе. То есть, это нововведение затронет каждого туроператора независимо от его сферы деятельности.
 
Но важнее то, что в законопроект не вошло – четкое и внятное разграничение ответственности перед туристом у каждого участника рынка. По мнению всех участников рынка именно это является самым важным фактором в концепции закона, регулирующего туризм. Речь идет о туроператорах, турагентах, авиакомпаниях и финансовых структурах (страховщики, банки), обеспечивающих ответственность перед потребителями.
 
В настоящее время  ответственность за все услуги, оказываемые вышеназванными компаниями, несет туроператор. Недопустимость такого подхода к регулированию отрасли была ярко продемонстрирована в августе этого года, когда один за другим с рынка ушли более 15 операторов. К сожалению, из законопроекта не вытекает, что регуляторами отрасли были сделаны правильные выводы из сложившейся ситуации.
 
Увеличение количества фондов при «Турпомощи» и повышение размера персональной ответственности туроператоров не обеспечит защищенности потребителей. С принятием этих поправок страхование в туризме отразит картину,  существующую на рынке ОСАГО, когда страховые компании всеми средствами отказываются оформлять полисы автомобилистам.
 
АТОР  считает, что необходимо существенно изменить порядок страхования туроператоров, и создать пул страховых компаний, который станет  для туристов гарантом получения денежных средств в каждом случае прекращения туроператором своей деятельности.   Вместе с тем, жизненно важно обратить пристальное внимание на регулирование турагентского рынка, предусмотрев финансовые гарантии и создание реестра турагентств, аналогичные принятым в сфере туроператорской деятельности.
 
Как Вы видите, крайне важно не допустить принятие  необдуманных и разрушающих рынок поправок в  закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Ваше внимание к деятельности по внесению изменений в этот закон чрезвычайно важно.  АТОР выражает надежду, что при работе с законопроектом будут учтены предложения профессионалов отрасли, в первую очередь, – разграничение ответственности каждого участника туристического рынка перед потребителями туристических услуг. При необходимости мы  готовы разъяснить любые вопросы и представить свое видение развития туризма в нашей стране.
 
С уважением,
Первый вице-президент                                                      В.Д.Канторович

 
Комментарии