Штатный вопрос: реакция трудового рынка на кризис в туротрасли

Алина Хорошева, 21.10.2014 13:57
Просмотров: 22358
В рамках специального проекта портал TRN «Вакантное место» и компания HeadHunter представляют экспресс-анализ состояния рынка труда в туристическом секторе России за третий квартал текущего года.

Специально для TRN HeadHunter проанализировал более 304 100 вакансий и 403 800 резюме в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны» по всей России за период 2013-2014.  

Как выяснилось, динамика рынка труда в туризме на данный момент схожа с общим рынком труда. Так, в III квартале 2014 года в сфере «Туризм, гостиницы, рестораны» было актуально в 1,3 раза больше вакансий, чем в I квартале 2014 года. Аналогичный показатель сложился в целом по рынку (в 1,5 раза больше).

Однако туристическая сфера более дефицитна на специалистов, чем остальные отрасли. hh.индекс в туризме сейчас составляет 1,2 (или статистически чуть более одного резюме на одну открытую вакансию). Для сравнения, в целом по рынку hh.индекс равен 2,5.

Стоит отметить, что в настоящее время средняя предлагаемая зарплата в туризме по стране составляет 41 тыс. руб.
Самая высокая зарплата предлагается в Москве – 45 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 37 тыс. руб. и в Сочи и Екатеринбурге – по 30 тыс. руб.
 
Портал TRN поинтересовался у представителей отрасли, пришлось ли им сокращать свои коллективы, вносить изменения в структуру компании.
 
По словам генерального директора сети турагентств «1001 Тур» Сергея Ватутина, существенных структурных изменений в компании в период кризиса произведено не было. Однако пришлось закрыть два наиболее слабых собственных офиса, вместо которых открыли один новый.
 
«К сокращению штата мы относимся очень осторожно: найти сильного менеджера во все времена – вопрос сложный, поэтому стараемся по максимуму сохранить команду. Конечно, вынуждены расставаться с откровенно отстающими, но кандидатуры сильных продажников с опытом и горящими глазами по прежнему рассматриваем. Также немного снизили комиссию менеджерам, однако она остается одной из самых высоких по рынку – порядка 16-18%».

Не «трогали» коллектив и в компании ANEX Tour, говорит PR директор туроператора Елена Захарова.  
«Ситуация на рынке не привела к сокращению численности сотрудников туроператорской компании. Наоборот, ANEX Tour за последние полгода расширил свой штат, что связано, в первую очередь, с открытием новых направлений, региональных представительств и увеличением объемов перевозки. К нашей команде присоединились как профессионалы, оказавшиеся без работы в связи с проблемами в отрасли, так и активные личности, не сумевшие в полной мере реализовать свой потенциал у конкурентов», - подчеркнула Елена Захарова.

Между тем, как сообщила TRN сооснователь компании «Пантеон» Наталья Шоркова, в рамках оптимизации туроператор был вынужден сократить персонал бэк-офиса на 15-20%.

«Как только ситуация стабилизируется, мы надеемся вернуть всех бывших сотрудников. Серьезных структурных изменений не произошло», - добавила она.

Напомним, что антикризисный план DSBW также включает в себя сокращение численности коллектива на 20%, но с полным сохранением производственной структуры компании. Кроме того, для снижения расходов руководству компании пришлось закрыть в Москве четыре собственных офиса продаж из десяти и три из шести региональных представительств.

По словам  руководителя учебного центра Travel School сети «Горячие туры» Сергея Голова, туристические компании всеми доступными способами пытаются сохранить свои рабочие коллективы и пережить этот кризисный период без кадровых потерь.

"Заработная плата турагента в большинстве случаев комбинированная - она складывается из невысокого оклада и процентов от прибыли. Сейчас многие руководители перешли на временную форму оплаты, отказавшись от процентов, но увеличив оклад. Некоторые наши агентства, которые больше всего пострадали от краха туроператоров, были вынуждены закрыть свой бизнес. Сотрудникам этих компаний мы содействуем в трудоустройстве: по сути количество агентств, вышедших из сети "Горячие туры" за этот непростой период, равно количеству новых офисов продаж, которые параллельно с этим вступили в сеть. А они так же нуждаются в грамотных, квалифицированных специалистах. В этом процессе активно задействован наш учебный центр Travel School, работающий на базе Управляющей компании "Горячие туры" - там не только обучают туризму новичков, но и помогают повысить квалификацию и трудоустроить опытных работников туризма",- говорит он.     

По информации TRN, все-таки большинству туристических компаний пришлось сокращать штат, «отрезать» офисы, оптимизировать полетные программы и ужимать направления деятельности.
 
Комментарии (1)

Кто работает с Инна тур--не боитесь ,что вас "кинут", как бельтюкова кинула агентства и туристов??
Мошенничество в России не наказуемо,поэтому ответственность ложиться на плечи ТА.
22.10.2014 в 10:52, Сергей Фукс

Материалы по теме