Авторская колонка: «Эпоха имитаций»

Константин Исааков, 16.09.2014 11:16
Просмотров: 18573
Философы XXII столетия назовут XXI веком имитаций. Это проявляется во всех сферах: телевидение каждый день демонстрирует нам якобы реконструкцию якобы реальных событий, в магазине продают колбасу почти из мяса, за которую мы расплачиваемся условными деньгами с кредитной карты. Но поговорим о сфере нашей, туристической.

На днях ожидаемо сгорел «Южный Крест», добросовестно тлевший уже несколько лет. Все знали, что у «крестов» дела плохи, но лучше об этом не говорить вслух, дабы не подталкивать их к пропасти, куда они, тем не менее, сползли-таки. Эта (почти по Маркесу) «хроника широко объявленной смерти», была, по сути, длившейся годами имитацией бурной деятельности. Это бесприбыльная работа исключительно на оборотах, когда главный посыл состоит в пресловутом надувании щек: посмотрите, какие мы «большие» – и то делаем, и это, и клиентов у нас – тьма… Что говорить, так работают многие наши туркомпании, в том числе и вполне вроде бы успешные пока на рынке. Но об этом «пока» – позже.

Имитация величия неизбежно требует того, что принято считать потаканием вкусам толпы (хотя, на самом деле, это формирование таких ее вкусов): народ-мол, именно этого и требует. Туры продаются «числом побольше, ценою подешевле», то есть по демпинговым ценам: мы запросим меньше, чем конкурент, и клиент придет не к нему, а к нам. А значит, и программы будут попроще: никаких тебе наворотов в виде интересных объектов показа, аутентичных и с «изюминкой» мест проживания. Экономим на всем – клиенту что важно: море, солнце и all inclusive. Остальное – для разборчивых.

Только ведь чем кормим, к тому и «пищевая привычка» формируется. Выросли поколения неразборчивых клиентов.
Я не случайно вспомнил великого Маркеса с его латиноамериканской способностью проницать загадки человеческой психологии, в частности, ее «страусиную» манеру выдавать желаемое за действительное. Придя лет десять назад на рынок огромной, этнически разнообразной, туристически многожанровой Мексики, «Южный Крест» доблестно проигнорировал весь этот потрясающий и еще далеко не полностью востребованный потенциал страны. А зачем? Есть море, солнце, прекрасный песочек на пляжах, есть недорогие отели – все это и стали продавать в виде как бы «бюджетной Турции» только в другом полушарии. Для преодоления же длинного воздушного километража ангажировали чартерную программу по минимально возможным ценам. Получилось в целом недорого, хоть и не слишком «сердито». И народ хлынул. Имитация Мексики имела успех.

Придя на мексиканский рынок, «Южный Крест», уж просят меня мои многочисленные знакомые из этой компании, взял и опошлил его, низведя до туристической «попсы» весьма низкой пробы.

А ведь взять хотя бы Канкун, сколько здесь интересных мест (я уж не говорю об остальной Мексике)   – уникальные этнозоны Коба и Тулум, потрясающие сеноды, грандиозная Чичен Итца, романтический остров Женщин, фантастической красоты ежедневные исторические шоу в Шкарете. Ещё можно долго перечислять…  Представители местных туркомпаний не раз говорили мне в ужасе: «Да их же ничего не интересует! Только солнце, воздух и вода».

«Кресты» при этом не просто пришли на мексиканский рынок – они всячески демонстрировали, что намерены на нем обосноваться всерьез и надолго. Открыли свой офис в Канкуне. Принимали в первые сезоны толпы российских туристов. Но… имитация тем и опасна, что бесконечно продолжаться не может. Продавая нашему доверчивому туристическому люду якобы «крутую» Мексику и по якобы клиентоориентированным ценам (а на самом деле – отжимки от сладчайшего сока этого прекрасного заморского фрукта) российский туроператор пришел к тому, к чему неизбежно должен был прийти. Некоторое время назад офис компании в Канкуне закрыли за долги. Долги в виде невыплаченных кредитов задушили компанию и в России.

У меня нет никакого желания топтаться на костях умерших. Тем более, что Мексика для этого  не самый удачный пример: здесь к смерти относятся как к естественной части жизни, и есть даже очень веселый ежегодный День мертвых, когда в каждой семье ждут в гости дух ушедшего дорогого и любимого человека, чтобы вместе с ним порадоваться, выпить-закусить и даже постелить ему условную постель на ночь. Кто знает, может, в очередной День мертвых, 1 ноября, кто-то в Канкуне поднимет стаканчик текилы и в память о почившем «Южном Кресте».

Но ведь по этой имитационной модели – модели демонстрации «бурного потока» туристов, которые платят уловные три копейки за и без того простенькую программу «супер-эконом класса» (себестоимость которой, однако, все-таки при этом условные четыре копейки) – работают еще десятки отечественных туроператоров. В последние недели меня частенько спрашивают: кто следующий в этой очереди «широко объявленных смертей»? Отвечаю: в зоне риска – самые «большие». У них имитации – глобальнее.
Комментарии (1)

А кто сказал,что в России низкие цены на туры? про демпинг и прочую чепуху могут говорить неумные(нездоровые) люди. Цены на тур пакеты у нас в России выше мировых!!! А не пробовали разобраться в управлении бизнесом,воровстве, неумении считать ???когда туроператоры выкупают,бронируют рейсы по явно завышенной стоимости??
17.09.2014 в 15:34, Сергей Фукс

Материалы по теме