Должен ли агент возвращать комиссию при отказе туриста от тура?

Анастасия Егорова, 18.06.2021 21:57
Просмотров: 17519

Самый популярный вопрос у турагентов, который звучит отовсюду на протяжении всей пандемии: «Обязаны ли мы возвращать комиссию?». Все мы отлично знаем, что никто не виноват в том, что по всему миру гуляет коронавирус, а туризм — одна из самых пострадавших отраслей экономики. Сложно обвинить в том, что не состоялась поездка отельеров, авиакомпании, турагентов и туроператоров, все живут надеждой на скорейшее снятие этого «железного занавеса».

 

 

Тем временем, аннуляции и отказы туристов от поездок продолжаются, а вопрос комиссии агента «стоит ребром», так как ее просто нет возможности вернуть: турагент работу выполнил и продолжает выполнять, сотрудникам необходимо платить зарплату, более того, на рынке появляется все больше онлайн-турагентов, отказавшихся от офиса, так как за него просто нечем платить.

Обзор ситуации вокруг комиссии, редакции TRN предоставила юридическая компания «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», которая практически в каждом суде сталкивается с этим вопросом. При этом судов только в одной компании Александра Байбородина насчитывается в среднем от 50 до 70 в месяц.

Существует три варианта развития событий вокруг комиссии:

1. Суды по Постановлению № 1073.

В 90% случаев если иск удовлетворили, комиссия взыскивается с туроператора. То есть вся сумма подлежит выплате туроператором. Ходят слухи о том, что при таком исходе дела туроператор начинает вводить против турагента различные санкции: закрывает личный кабинет снижает комиссию до минимальной, да и вообще разрывает все отношения. О действительных подобных случаях нам не известно. Опять же, есть очень небольшой процент дел, где комиссию все же взыскивали с турагента, но это, скорее. исключение.

2. Суды по банкротству туроператора.

Тоже самое, в большинстве случаев комиссия взыскивается с туроператора-банкрота. Как правило юристам компании удается помочь турагенту.

3. Сложная ситуация, по которой не действует Постановление № 1073, а оператор не банкрот, турист все же не летит по той или иной причине, можно ли оставить комиссию? Разделим ответ на несколько подпунктов для более четкого понимания.

3.1. Основной тезис. Вознаграждение агенту платит туроператор, на момент отказа туриста тур реализован, а поручение исполнено, значит возвращать комиссию агент не должен. Кроме того, агент на момент отказа оказал услуги по бронированию и оплате туристского продукта, а оказанные услуги согласно с. 779 ГК РФ подлежат оплате. К тому же возвращаемся к практике судов, когда вся сумма тура взыскивается с туроператора. Казалось бы все шикарно.

3.2. Однако не все так просто. В договорах ряда туроператоров указано. что при отказе туриста от тура, вознаграждение выплате не подлежит, а если было оплачено — подлежит возврату. Правомерность такого пункта, мягко говоря, под вопросом, но такие пункты в договорах операторов есть (их логика — платить агентское вознаграждение по турам, которые не состоялись, — накладно).

3.3. Кроме того, суды и Роспотребнадзор указывали, что агент не вправе удерживать что-то сверх фактически-понесенных расходов, «навязывая» дополнительные услуги от которых нельзя отказаться.

Это вкратце. Таким образом, что бы кто ни говорил, какой-то устоявшейся, полностью единообразной судебной практики по комиссии на сегодня не существует. Такой практики в чистом виде практически нет по тем турам, где был «просто отказ» от тура — то есть не банкротство и не ковид.

Многое зависит от того, к кому обратится с требованием турист. Если все требования будут к туроператору, то суд может такие требования и удовлетворить, вместе с комиссией взыскать все с ТО (особенно если оператор не будет активно возражать или не придет в суд).

Ну и, наконец, возвращаемся к вопросу: «Это все замечательно, а что делать то? Можно ли удержать комиссию при отказе туриста?»

Мы уже подготовлены и понимаем примерные аргументы «за» и «против». Кстати, «комиссия агента — это фактически понесенные расходы туроператора, а потому возврату не подлежит», достаточно экзотический аргумент, но тоже имеет место быть.

Способы удержания комиссии.

1. Договор на консультационные услуги.

Наиболее надежный способ, но все еще не очень популярный. До сих пор лишь небольшое количество агентов горит желанием оформлять дополнительную бумагу и показывать там дополнительную стоимость своих услуг, однако такие агенты есть.

В договоре указывается, что цена услуг может быть впоследствии зачтена в стоимость договора о реализации турпродукта. Делаем акт, где указывается, что тур подобран, а услуги оказаны, если турист не поедет — возврата нет.

Такой договор полностью законен, запрета на его применение нет, если нет возможности его корректно подготовить самостоятельно, можно сделать заказ в любой юридической компании, советуем обращаться к профильным юристам.

2. Прописывание возможности удержания денежных средств в основном договоре с туристом.

Это способ, скажем так, «на грани закона». То есть при проверке Роспотребнадзор может признать его незаконным, а может и не признать. В суде точно также, может сработать, а может и нет.

Разумеется если просто прописать «при отказе от тура агент удерживает 10% от цены договора» — это будет фиаско и караул. Прописывать нужно более хитро.

Например так:

Заказчик самостоятельно, по своей инициативе, поручает Агенту оказать дополнительные (не обязательные к предоставлению в силу закона) консультационные, информационные или иные услуги по подбору туристского продукта, сбору и предоставлению Заказчику дополнительной информации о туристском продукте.

В договоре прописывается достаточно большой пункт на тему того, что агент оказывает заказчику дополнительные услуги (не обязательные по закону), смотрит предложения на рынке, сообщает о них туристу и так далее. То есть делает дополнительный объем услуг по сравнению с тем, что требует закон и за эти услуги берет вознаграждение.

На сегодняшний день, даже с учетом того, что не факт, что такой пункт обязательно сработает в суде и не вызовет вопросов у проверяющих, этот способ защиты комиссии представляется нам одним из оптимальных. Он не требует оформления дополнительных бумаг, а штраф Роспотребнадзора, если будет проверка, относительно небольшой. Проверки бывают редко и не факт, что пункт признают незаконным, все-таки оказывать дополнительные услуги никто не запрещает, также на данный пункт можно эффективно ссылаться в 95% случаев на досудебной стадии.

Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle