Сергей Войтович о санкциях против Booking.com

Елена Петрова, 21.05.2018 13:46
Просмотров: 12235

Туристическое сообщество взорвалось от предложения ввести санкции против Booking.com. Офис сервиса американского холдинга расположен в Амстердаме, в остальных странах только «вспомогательные компании» — они не имеют права представлять Booking.com, точно также, как и не имеют права оказывать услуги, о чем сообщает сайт сервиса. При всем желании, российские офисы Booking не смогут ответить на вопросы журналистов. Зато на вопросы о причинах открытого письма и последствиях запрета Booking.com ответил инициатор предложения — руководитель компании Свой ТС Сергей Войтович.

К иностранному сервису в России относятся по-разному. Но в первую очередь вопрос, возникающий в голове при виде сообщений о новых санкциях — зачем?

Сергей Войтович (С. В.): За законный и честный туристический бизнес. За развитие туризма в стране и за вклад отрасли в экономику. За понятную коммерческую деятельность. За защиту персональных данных и за безопасность туристов.

Дело в том, что Booking не несет ответственности перед туристом, перекладывая эти обязанности на поставщика — отельера. Не следят они и за достоверностью сведений на платформе — это тоже на совести отеля, и главное, не попадают под юрисдикцию Роспотребнадзора. Неоднократно люди сталкивались с ситуацией, когда после оплаты бронирования, приходит письмо «на сайте ошибка цены, новая цена в два раза выше, вы подтверждаете заказ?» — Booking умывает руки, самостоятельные туристы не застрахованы от подобных ситуаций и недобросовестных поставщиков, а правоохранительные органы не могут защитить туристов.

Поэтому предлагаю также поговорить о проблемах, создаваемых, по сути, туроператорской деятельностью Booking.com без статуса туроператора — о ее законности на территории России.

У вас есть юридическое образование или вы обращались к помощи юристов?

С. В.: Для того, чтобы работать в туротрасли необходимо читать законы, знать их. В России туроператорской считается любая деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта (132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»). Если «формирование» еще можно читать неоднозначно в случае Booking, с «продвижением» и «реализацией» вопросов возникнуть не должно. Разве Booking не участвует в продвижении и реализации? Участвует, пусть в реализации только косвенно, как посредник.

Сделать скидку на формирование, и все равно останется статус турагента, но и в таком реестре вы не найдете Booking.com. «Иная деятельность по организации путешествий» тоже приравнивается к туристической. Но я бы не стал игнорировать формирование турпродукта по той причине, что платформа Booking предусматривает дополнительные сервисы — авиабилеты, трансферы, такси. Размещение плюс любая дополнительная услуга — уже туроперейтинг: динамическое пакетирование, которое турист формирует самостоятельно.

Мессенджер Telegram был заблокирован решением суда. В Италии, Франции, Швеции и еще нескольких европейских странах добились отмены пункта о «лучшей цене» в договорах Booking с отелями тоже в судебном порядке. Почему не пойти проторенным путем?

С. В.: Уверен, если инициативу поддержат соответствующие ведомства, в том числе Министерство культуры, отвечающее за государственную политику в сфере туризма, санкции будут применены и этот инструмент более эффективный призыв к сотрудничеству.

Согласно нашему, российскому законодательству, если сведения о туроператоре отсутствуют в федеральном реестре, на юридическое лицо, работающее в отрасли де-факто, налагается штраф до 10 миллионов рублей (КоАП РФ Статья 14.51). Такой поворот событий негативно отразится на репутации любой компании.

Официально Booking юридическое лицо на территории Нидерландов.

Более того вся коммерческая деятельность ограничена взаимоотношениями с отелями. На официальном сайте, там, где обычно расположена информация о правилах бронирования и конфиденциальности, сказано: «Сервис предоставляется только для индивидуального, некоммерческого использования». Но кто читает правила, верно? Вы, например, знаете, что Booking открыто заявляет, что не только собирает информацию о вас от третьих лиц, но и передает персональные данные третьим лицам и это не отели?

Например, Правительству США?

С. В.: Почему бы и нет. Тем, более, что Правительство США подходит под категорию «компетентные органы». Также, как и ФАС. Удивительно, что служба не смогла установить доминирующее положение Booking.com, тогда как Европейская ассоциация рестораторов и отельеров (HOTREC) в 2016 году говорила о том, что он движется к формату монополии, а на днях назвала крупнейшим игроком, «захватившим» 66% европейского рынка.

Только задумайтесь о цифрах капитализации: на конец 2017 года «Газпром» подорожал на 60 млрд. долларов, Сбербанк на 30 млрд. долларов, а американский владелец сервиса, компания Priceline Group Inc на 90 млрд. долларов.

Если Россия перестанет быть клиентом сервиса — для США ничего страшного, они не заметят. Или заметят?

Booking юридически зарегистрирован в Амстердаме и налоги платит в соответствии с действующим законодательством Нидерландов, поэтому с точки зрения финансов — Правительство США может не заметит убытка.

Но ведь смысл санкций не всегда в том, чтобы нанести урон экономике или репутации. Целью может быть намерение вразумить нарушителей. В данном случае санкции еще и способ призвать участника российского туристического рынка к соблюдению российского законодательства, к ответственности. Главное, что в России заметят оздоровление отрасли, а капитализация отразится на ВВП.

Но ведь именно отели настояли на включении пункта о паритете?

С. В.: Да, лет пятнадцать назад, когда пострадали от того, что Booking продавал по цене ниже отеля. А позже именно под давлением гостиничной индустрии и антимонопольных ведомств в Европе добились результата. Обратите внимание, что ни один российский отель не осмелился подать иск против Boоking, а ведь проблемы есть, об этом уже не раз говорили и сами отели, и представители Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО).

Да, создают «видимость удобства», но так ли это. Они не продвигают Россию, от них не становиться больше туристов, они продают то, что уже раскручивало туроператорами и отельерами, за их счет, да еще и зарабатывая на этом. Везде, им страна не важна.

Что вы порекомендуете российским гостиницам, которые переживают, что запрет Booking.com лишит их хлеба?

С. В.: Сотрудничать с туроператорами, онлайн каналами продаж. Работать над качеством сервиса уже сейчас, чтобы пребывание в гостинице было приятным опытом, чтобы гости хотели возвращаться снова и снова. Отель «Гельвеция» в Санкт-Петербурге успешный тому пример. И таких гостиниц много. Наши иностранные партнеры в половине случаев запрашивают конкретные, не обязательно всемирно известные гостиницы для своих групп — представители турагентств предварительно приезжают в инфотуры, мы вместе с ними смотрим город и объекты размещения, и только потом формируется турпродукт.

Министерство культуры уже отреагировало на открытое письмо?

С. В.: Ведомства произносят красивые слова о туристических потоках, увеличении маршрутной сети, новых маршрутах, все более о социальных и культурных аспектах туризма. Когда пересекаемся с нашими кураторами на форумах и выставках, совершенно не понимаем друг друга. Туризм — как отрасль экономики и как социальное явление — существуют параллельно. Туризм может и должен приносить более существенный вклад. А Министерство культуры молчит.

В чем ваша личная выгода от запрета сервиса?

С. В.: В России есть альтернативы отечественного производства — 101 Отель, Броневик и т. д. И здесь я не имею в виду систему Svoy Hotel, потому что нужно быть турагентством, чтобы получить доступ и бронировать у нас — мы специализируемся на работе с профессионалами как российскими, так и иностранными. Но и мы попадаем в замкнутый круг, когда гостиница говорит «а вы нам дайте загрузку как Booking» — никто другой не даст им такой загрузки номерного фонда индивидуалами из-за паритета цен в договоре.

Строго говоря, большая выгода в санкциях не только для представителей отрасли, но и для государственного бюджета. А теперь давайте посчитаем, если при средней стоимости номера в 5000 рублей отеле категории 4* в Москве и загрузке, допустим на 60%, Booking берет на себя 66% бронирований, получаем:

5000×365×0,6×0,66×0,15 (минимальная комиссия Booking) х 0,18 (ставка НДС) = 19 500 рублей.

Умножьте на 89, ведь именно столько в городе четырехзвездочных гостиниц, и получите почти 2 миллиона рублей налогов, которые не платят российские компании. Напоминаю, всего в Москве более 1100 гостиниц Москвы. Вот вам и масштабы бедствия утечки ресурсов на развитие.

Владимир Путин, выступая на форуме ОНФ сказал, что предназначение Народного фронта — помогать людям, отстаивать правду и справедливость. А в 2016 году президент оценил потенциал внутреннего туризма в стране как высокий при наличии должной инфраструктуры.

Турагентства, туроператоры, объекты размещения, транспортные компании — все мы тоже часть инфраструктуры, тоже влияем на экономику отрасли.

Будет ли в туризме создан новый прецедент — ответ на этот вопрос до сих пор ждет российское туристическое сообщество.

Комментарии (17)

Я с удовольствием подпишусь под запретом booking.com в России. Дайте ссылочку, где это сделать.
21.05.2018 в 16:09, Лариса
грамотная подача материала, надеюсь прислушаются
21.05.2018 в 23:43, Olga Gloria
Люди, вы думаете что вы говорите? О каких "жалобах отельеров на Букинг" было сказано в статье? Какие примеры негативного влияния системы Букинг.ком именно на отельный бизнес? На меня, как непосредственного собственника? Нет достойных замен ему! Броневик - унылая, непопулярная и неудобная для туристов платформа. Ну не умеют в России и СНГ грамотно воплотить задумку в жизнь! Единственный пример отличного воплощения - ТревелЛайн. Вот 2 гиганта в онлайн системах бронирования - Букинг.ком и ТревелЛайн. Отельерам важно, чтобы отель приносил деньги, чтобы загрузка была больше. Букинг отлично справляется. Надоели уже все эти политические игры. Ни к чему позитивному это не приводит, только малый и средний бизнес страдает.
22.05.2018 в 09:40, Юля
В первую очередь старается для себя. И почему-то НЕ вспоминает, как во время Олимпиады в Сочи, именно его компания имела чуть ли не эксклюзивные права на бронирование гостиниц в Адлере и на Красной поляне. Но я солидарен с ним в вопросе букинга. Хотя и уверен, что освободившееся место, быстро будет занято...
22.05.2018 в 10:03, Иван
Страдают только Российские тур операторы, фирмы и агентства! А вы отельеры, принимая туристов через букинг, выплачиваете минимум 15% от стоимости всего тура в нидерланды, предоплату берете с туриста за 1 сутки (что проходит по банку), остальное турист привозит в гостиницу наличкой!!!. Фактически налоги вы платите другому государству!
22.05.2018 в 10:19, Сергей
Как надоели :( Кроме "ЗАПРЕТИТЬ" что умеем???
22.05.2018 в 11:21, Инна
Уверенна,что все операторы и агентства будут за запрет сайта booking.com. Только частники,которые еще не столкнулись с проблемами (отказ в визе (испанцы любители отказать в визе с бронированием через эту систему), сбой в системе и отказ в номере в отеле и т.д.) будут против. Да и действительно государство теряет много денег, налоги-то никто не платит в Россию.
22.05.2018 в 13:08, Лариса
да кто будет спрашивать ТО и ТА??? Вот если совпадут интересы и государству будет нужно, в экономических или политических целях - значит закроют и никого спрашивать НЕ будут. А сейчас, правильно и сделали, что дали наколку, как говорится заложили... ;-)))))
22.05.2018 в 15:05, Иван
Я, как индивидуальный турист, против запрета сайта booking.com! Для меня booking очень удобен как инструмент подбора отеля, а само размещение в выбранном отеле я бронирую уже напрямую (чтобы не было проблем с выдачей визы и каких-либо сбоев).
22.05.2018 в 17:06, Инна
Да, консультируетесь у меня на прямую! бронируете в букинге! - 15% от меня букингу и вы хотите чтобы я вам дал хороший номер? получите то что я считаю вы достойны!
22.05.2018 в 18:36, Сергей
Теперь стало понятно кого Лавров имел ввиду
23.05.2018 в 10:40, Кирилл Трифонов
Сперва думай, потом пиши. Любое российское средство размещения платит налоги в РФ. А операторы - это ничего не производящие паразиты, которые нужны все меньше и меньше. Два-три десятка лет и они вымрут совсем.
23.05.2018 в 10:46, Кирилл Трифонов
Это вас запретить надо
23.05.2018 в 10:47, Кирилл Трифонов
Бред очередного разрушителя
23.05.2018 в 10:48, Кирилл Трифонов
Что за бред про налоги ?
23.05.2018 в 10:49, Кирилл Трифонов
Очередной горе-бизнесмен. Вместо того, чтобы думать, как сделать СВОЙ сервис удобным и привлекательным для клиентов, чтобы клиенты пользовались им добровольно и оставляли положительные отзывы, он думает лишь о том, как удалить с рынка более успешных конкурентов нерыночными методами. Гнать надо таких из бизнеса поганой метлой и бойкотировать их шарашки, поскольку об интересах клиентов они думают в последнюю очередь, а в первую и единственную - как бы так сделать, чтобы загрести в свой карман много денег, при этом ничего полезного для клиентов не делая. От ограничений работы booking.com пострадают туристы, но это вовсе не значит, что они побегут в компанию с худшим сервисом и более высокими ценами. На его конторку "свой тс" мне не удалось найти в Яндексе вообще ни одного отзыва, и этот аутсайдер рынка туризма пытается наезжать на лидера рынка.
23.05.2018 в 14:28, Alexandr Efimov
Приличные операторы и агенства сами этим booking.com пользуются. И не конкурируют с ним - немного разные ниши. Что до государства, то booking.com косвенно, через налоги от партнеров - Российских отелей, пополняет Российский бюджет на порядки больше, чем мелкое ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей и со смешной годовой прибылью (все желающие могут найти эти данные на сайте rusprofile.ru). Моська голодная и никому не интересная, поэтому на слона и лает.
23.05.2018 в 15:05, Alexandr Efimov

Материалы по теме