Новые туристские бренды Карелии

Алина Хорошева, 18.02.2014 12:56
Просмотров: 24952
По итогам 2013 года объем организованного въездного турпотока в Карелию вырос более чем на 9% по сравнению с 2012 годом и составил 595 тыс. человек. Совокупный доход от всех видов въездного туризма региона увеличился до 6 млрд. рублей против 5, 25 в 2012 году, а количество специалистов, занятых в сфере туризма, выросло до 3130 человек. Эти показатели были приняты в качестве целевых в 2013 году и достигнуты в полном объёме или с незначительным превышением. О том, что ждет региональный туризм в ближайшее время, журнал TRN говорит с  председателем Госкомитета Карелии по туризму Валерием Кирьяновым.

- Валерий Александрович, как бы Вы оценили результаты работы отрасли в прошлом году?

- Итоги можно назвать удовлетворительными. Сегодня республика Карелия занимает третье место в России по привлекательности среди россиян. Так, в 2013 году её посетило около 1,9 миллиона человек и этот показатель после кризиса 2008 года стабильно растет. Однако организованные туристы и экскурсанты составляют около одной трети от общего числа посетителей. Абсолютное большинство туристов и посетителей Карелии – это  жители Московского региона и Санкт-Петербурга. На третьем месте Скандинавские страны.

Кстати, на сегодняшний день средства размещения Карелии могут обеспечить 3 миллиона ночевок в год. Дополнительно от 500 до 1000 семей могут оказывать услуги по приёму гостей из других регионов.

Кроме статистики, можно привести данные голосования россиян, проведенного в 2013 году на одном из крупных туристических порталов страны. По его результатам, Карелия лидирует в номинациях «Лучшее место для активного отдыха», «Лучшее место для зимнего отдыха», «Лучший интернет-сайт о туризме в регионе/городе России». Основное отличие этих данных от официальных рейтингов состоит в том, что результаты голосования отражают объективную оценку туристской инфраструктуры региона и его привлекательности для потребителей туристских услуг.



- Сколько денег регион тратит на развитие туристической инфраструктуры?

- Сейчас реализуется четвёртая по счёту программа «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы». Господдержка лучше всего демонстрирует бизнесу приоритетные направления развития. Показательно, что развитие отрасли туризма идёт с минимальным финансированием из республиканского бюджета. На все виды государственной поддержки в 2013 году было затрачено 7,5 миллионов рублей. Федеральное софинансирование начнётся только после утверждения республиканских проектов в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Кроме прямой финансовой помощи разработаны и применяются различные меры поддержки инвестиционной деятельности как для крупного, так и для малого турбизнеса.

Из самых весомых механизмов – снижение ставки налога на прибыль до 13,5%, против стандартных 18% (в части, зачисляемой в республиканский бюджет). Налог на имущество инвестиционного проекта – нулевой. Эти льготы устанавливаются на период фактической окупаемости инвестиций, но не свыше пяти лет.



Для турагентств, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена сниженная ставка в 10% – в отличие от 15%, предусмотренных статьей  346.20 Налогового кодекса Российской Федерации. Она применяется, если доходы от туристской деятельности составляют более 70% от общей суммы выручки.

Также из республиканского бюджета могут частично возмещаться затраты по уплате процентов по кредитам для финансирования инвестиционных проектов. На конкурсной основе выделяются гранты до 300 тысяч рублей на создание собственного дела, в том числе – в туристской сфере.

Многое делается в рамках международного сотрудничества, огромный опыт которого в Карелии накоплен за многие годы. За 12 лет в сфере туризма выполнено более 100 совместных проектов по различным программам.

- Участвует ли регион в ФЦП по развитию туризма в РФ? С какими проектами?

- По предложению Федерального агентства по туризму прорабатывается вопрос об объединении «Заонежской» и «Приладожской» опорных зон развития туризма в один туристско-рекреационный кластер «Южная Карелия» для формирования и подачи объединённой заявки в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Презентация кластера на Координационном совете ФЦП запланирована на 28 февраля. В случае одобрения проекта, заявка на участие в ФЦП должна быть подана до 1 декабря 2014 года.

- Что нового Карелия привезет в Москву на предстоящие мартовские выставки?

- Правительство Карелии уделяет большое внимание продвижению туристских брендов республики. Наши музеи, турфирмы, отельеры постоянно присутствуют на международных, общероссийских и местных туристских выставках.



В 2014 году запланировано участие представителей республики на пяти международных выставках, не считая региональных. Карелия традиционно широко представлена на выставке «МАТКА» в Хельсинки. На международной московской выставке «MITT/ Путешествия и туризм 2014» Карелию представят 16 предприятий и организаций туристской отрасли, на «Интурмаркете» будет работать Информационный туристский центр республики.

- На что будет сделан основной упор при развитии регионального туризма в ближайшие годы?

- Туристский потенциал республики очень многообразен. Карелия обладает интересными достопримечательностями, богатыми природными ресурсами, уникальными памятниками истории, природы и архитектуры, религиозными объектами, культурными и национальными особенностями населения. Это привлекательный регион для различных видов туризма: культурно-познавательного, санаторно-оздоровительного, экологического, спортивного, сельского.



Весь спектр туристской отрасли республики представлен на портале Информационного туристского центра республики Карелия visitkarelia.travel. По количеству уникальных посетителей этот ресурс уступает в Северо-Западном федеральном округе только аналогичному сервису Санкт-Петербурга.

- А индустрия гостеприимства Карелии активно поддерживает этот тренд?

- В самом начале первой программы в республике насчитывалось около 40 объектов размещения туристов на 3 с небольшим тысячи мест, а сегодня уже более 130 средств размещения с номерным фондом 8,5 мест. Однако это лишь 58% мест размещения от количества, рекомендуемого Всемирной туристской организацией при соразмерности туристской привлекательности региона. Но существенно выросло качество предоставляемых гостиничных услуг, которое во многих случаях соответствует современным международным требованиям.



Кстати, ежегодно в Карелии находится в стадии строительства или реконструкции порядка 40-50 проектов в сфере инфраструктуры туризма. В столице республики Петрозаводске сфера гостеприимства развивается быстрее. Новый «Онего Палас» на берегу Онежского озера признавался лучшим гостиничным комплексом Карелии в 2012 и 2013 годах. «Park Inn by Radisson», открывшийся в 2013 году, – отель международного уровня.

В районах Карелии своя специализация. Так, база отдыха "Hunter Paradise" на озере Яшезеро в 70 километрах от Петрозаводска признана "Лучшим загородным отелем России".

- Есть ли проблемы с инфраструктурой, транспортной доступностью?

- Туристскую отрасль от других отличает то, что она в большой степени зависит от смежных секторов экономики: транспорта, связи, торговли, банковских услуг и даже сферы ЖКХ. Можно отметить, что средства размещения, рестораны, кафе и объекты показа находятся на достаточно высоком уровне.

Сдерживающим фактором развития туризма остается недостаточный уровень развития транспортной, инженерной, социальной, коммуникационной и сервисной инфраструктур. Но ситуация постепенно меняется к лучшему. Кластерный подход, применённый в республиканской программе развития туризма, позволяет аккумулировать ресурсы и возможности всех органов исполнительной власти и государственных программ для достижения максимального эффекта в короткие сроки.



Например, с Санкт-Петербургом Карелию теперь связывает не только автомобильное и железнодорожное, но и авиационное сообщение. А на период навигации туристы прибывают в составе организованных групп на круизных теплоходах.

Активно ремонтируется автодорожная сеть, реконструируются железнодорожные пути, развивается международное автобусное и железнодорожное сообщение. В дополнение к двум существующим под Сортавалой и Костомукшей международным автомобильным пунктам пропуска проектируется новый МАПП в Лахденпохском районе. В планах –  восстановление международного авиационного сообщения Петрозаводск-Хельсинки и развитие авиасообщения по другим маршрутам Северной Европы.



- Активны ли принимающие карельские туроператоры?

- Да. Быстрыми темпами растет поток туристов в дайвинг-центры на Белом море, в горный парк «Рускеала» в Северном Приладожье. Появляются новые туристские бренды Карелии. Набирают популярность гонки на собачьих упряжках, джип-триалы, регаты, горнолыжные комплексы, другие виды активного отдыха и сельский туризм. И конечно, как исторически сложившиеся места туристского притяжения, так и новые туристские бренды регулярно представлены на крупных выставках.
В настоящее время крупные туроператоры Москвы и Санкт-Петербурга предлагают в своих регионах карельские турпродукты, но об их участии в разработке и создании новых туристских проектов в Карелии пока говорить преждевременно.
Комментарии

Материалы по теме