Отели: отмена расчетного часа – новый тренд рынка

Алина Хорошева, 06.08.2013 15:26
Просмотров: 14888
Шагающая рука об руку с туристическим бизнесом индустрия гостеприимства активно встраивается в современные экономические условия и предлагает потребителю новые услуги. Один из таких продуктов - почасовые тарифы в отелях. О нюансах, перспективах и проблемах этого нового для России бизнеса журналу TRN рассказал директор по маркетингу сервиса бронирования почасовых отелей «60 минут» Андрей Торбичев.

- Андрей, насколько четко сформирован сегодня рынок почасовых тарифов в отелях и масштабен ли он?

- Рынок почасовых тарифов пока не сложился ни в России, ни на Западе. О массовом характере этого сегмента говорить рано. По данным новостей отелей, в российской столице около 150 гостиниц предлагают «почасовку», в Санкт-Петербурге – около 80-100 средств размещения работают по этой схеме. В остальных миллионниках можно говорить о единицах, в лучшем случае о десятке отелей. Надо отметить, что для гостиничной индустрии страны почасовые тарифы  на данный момент – это определенная инновация.

- Каковы ближайшие перспективы развития сегмента? В какие регионы рынок пойдет дальше?

- Ближайшие перспективы одновременно и радужны, и нет. С одной стороны, российский рынок онлайн-бронирования растет очень быстро. Так, в 2012 году его суммарный оборот составил $500 млн. Уже сейчас видно, что он вырастет на 80-100% а, к 2015 году, по прогнозам аналитиков Ozon.Travel, увеличится в шесть раз и достигнет $3 млрд.!

С другой стороны, пока не будет конкуренции в туризме между гостиницами, рассчитанными на массового потребителя, такой гибкий инструмент управления номерным фондом как почасовые тарифы востребован сильно не будет.

Если в Европе на 1000 человек приходится около 40 мест в гостиницах, то в России – всего 9. Об этом говорят данные Евростата и Росстата. Отсюда в Европе при существенно большем потоке туристов заполненность гостиниц составляет в среднем 25-30%. В  Москве этот показатель равен 70-80%, а в российских регионах – 50-60%.

Исходя из этого, понятна и разница в подходах: в Европе почасовой тариф – средство привлечения практичного клиента. По сути это отмена расчетного часа. Людям импонирует формула «платишь столько, сколько живешь»; в России – в основном для свиданий.

- Как можно охарактеризовать потребителя «почасового» рынка?

- Потребителей в этом сегменте туристического бизнеса можно разделить на две группы. Основная часть (75-80%) – это «влюбленные парочки».  Как правило, образованные и обеспеченные люди, жители крупных городов в возрасте 25-45 лет.

Второй сегмент – условно можно назвать «командировочными». Приехали, сходили на встречу, посетили ряд достопримечательностей, приняли душ в отеле, отдохнули пару часов и снова на самолет. Таких клиентов около 15%.

Если для первой группы пользователей почасовой тариф – это в первую очередь удобно, то для второй – экономия денег.

В последнее время мобильность населения повышается, растет пассажиропоток, а, следовательно, появляются такие люди, которым нужно провести в комфортной обстановке пару-тройку часов между стыковочными рейсами. Уже начали появляться специализированные отели, которые не только вводят почасовые тарифы, но и предлагают бесплатный трансфер от отеля до аэропорта и обратно. Это российские реалии. В Европе – все по-другому. Поток бизнес-туристов превышает количество тех, кто ищет место для свиданий.

- За счет какой из двух категорий в России в ближайшее время будет расти сегмент?

- В первую очередь, за счет деловых туристов. Надо сказать, что в Испании недавно была создана система бронирования аналогичная нашей с возможностью заказать номер на несколько часов. Они развиваются весьма активно, и доля деловых клиентов в отелях, по их данным, составляет до 50% от общего объема бронирований.

- Какие отели и средства размещения, прежде всего, являются участниками рынка?

- В первую очередь, это так называемые мини-отели. Для них это вопрос выживаемости: загрузка волнообразная – то густо, то пусто, а почасовка позволяет выровнять денежный поток и более гибко управлять номерным фондом.

Во-вторых, это отели премиум-сегмента, где около половины номеров обычно свободны. Не особо пока это интересно классическим гостиницам с номерами эконом-класса. У них загрузка и так высока.

Интересно, что гостиничный рынок растет в основном за счет мини-отелей и отелей преимум-класса, поскольку срок окупаемости остальных проектов существенно выше.

В регионах заметными игроками рынка являются владельцы квартир, которые можно снять на несколько часов. Но рынок этот очень дикий, хаотичный и неорганизованный.

- Растет ли спрос на услугу? Насколько активно?

- Спрос на номера с почасовыми тарифами растет, причем опережающими темпами по сравнению с ростом рынка гостиниц и увеличением номерного фонда. В год номерной фонд увеличивается в городах-миллионниках на 15-20%, а спрос на почасовку – на 20-30%. Такие данные приводятся в исследовании Discovery Research.

Этому способствует, во-первых, рост благосостояния в крупных городах; во-вторых, повышение мобильности населения; в третьих, усиливающимися соображениями практичности.

- Какие условия обычно выбирают туристы в данном сегменте?

- Наиболее востребованными являются номера эконом-класса. Самый распространенный срок бронирования – 3 часа. Огромен спрос в спальных районах. Однако самый активный – среди гостиниц, расположенных вокруг аэропортов.

- Велика ли маржа отелей в сегменте?

- По сравнению с традиционными гостиницами – да. Например, номер на сутки стоит 3000 рублей, а на 3 часа – 2500 рублей. Понятно, что расходная часть меняется не сильно. В среднем один номер, который сдается таким образом, за день принимает двух клиентов.

Но тут правильнее говорить не о марже, а о повышении прибыльности гостиницы и ее оборота. То есть в большинстве своем это обычные мини-отели, которые при наличии свободных номеров применяют такой инструмент как «почасовка». По нашему опыту, введение почасовки позволяет повысить загрузку на 15-20%. Но надо понимать, что это «средняя температура по больнице».

- Что получают сервисы бронирования при таких заказах? Это обычная комиссия или несколько ниже?

- Поскольку устойчивый рынок гостиниц с почасовыми тарифами пока не сложился, сервисов бронирования таких услуг как в России, так и за рубежом крайне немного. В России, насколько мне известно, имеют какой-то денежный поток всего два сервиса – 60minut.ru и nachas.ru. Первый работает по схеме бронирования со стандартной комиссией в 15% (как booking.com, ostrovok.ru и прочие), а второй – по медийной модели. То есть берется фиксированная месячная плата за размещение. В Европе самый заметный ресурс   Byhours.com также берет комиссию с каждого бронирования. Она составляет 12-17%.

- В чем заключается основная проблема на пути развития сегмента?

- Главная проблема состоит в отсутствии необходимой инфраструктуры бронирования в отелях. Поэтому развиваются в этом сегменте только нишевые или действительно крупные компании. Для средних и малых игроков рынок слишком неудобен и сложен, поэтому пока закрыт. Надо сказать, что на почасовые бронирования отелей в онлайн сегодня приходится порядка 5% российского рынка. Как мы полагаем, основная часть рынка, то есть 95% – это телефонные заказы.

Справка TRN: Сервис «60 минут» – первый в России поисково-рекомендательный ресурс, который позволяет быстро найти, выбрать и забронировать номер в гостинице или отеле с почасовой оплатой. На сегодня путешественники могут подобрать гостиницу в Москве или Санкт-Петербурге, а скоро такая возможность появится и в других крупных городах страны.
 
Комментарии