Юлия Колышева: Меняется концепция потребления страхового продукта

Алина Хорошева, 03.07.2013 15:51
Просмотров: 8290
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, объем страховых премий, собранных в РФ по всем видам страхования за 2012 год, вырос по сравнению с 2011 годом на 21% и составил более 809 млрд. рублей. «Портфель» страховых выплат также увеличился на 21% и превысил 369 млрд. рублей. Цифры и эксперты свидетельствуют - страховой рынок России активно растет. О том, как «себя чувствует» его туристический сегмент, журнал TRN общался с главным андеррайтером управления страхования путешествующих компании «АльфаСтрахование» Юлией Колышевой.

- Юлия, как бы Вы охарактеризовали ситуацию на российском рынке страхования в сфере туризма?

- Если говорить о рынке страхования выезжающих за рубеж, то, как и в прежние годы, он показывает уверенный рост. В 2012 году по сравнению с 2011 годом сборы страховых компаний на этом рынке увеличились на 18% и составили 5,4 млрд. рублей. Этот показатель меньше, чем уровень в среднем по рынку за период 2004-2012 гг. – 22%, но также, разумеется, является высоким.

Увеличению объемов рынка способствует ряд факторов, в том числе постоянно возрастающее количество выезжающих за пределы России. Как известно, в 2012 году число выездов за границу составило 47,8 млн., что на 4,1 млн. больше, чем годом ранее.

Кроме того, стоит отметить качественные изменения на рынке. Выезжающие все больше покупают не просто страховку «для визы», но также смотрят на наполнение страхового продукта: страховую сумму, наличие страхования от отмены поездки, задержки рейса, потери багажа и другие опции. То есть меняется сама концепция потребления страховых продуктов, – люди все больше выбирают качество, надежность, удобство обслуживания.

Следствием этого становится все более возрастающая доля крупнейших компаний – топ-10. За год их совокупная доля на рынке возросла практически на 4% и составила около 80%. Но нужно отметить, что схожая тенденция наблюдается во всех сегментах розничного страхования – наши граждане переориентируются на качественный страховой сервис.

Отдельной темой для разговора является страхование ответственности туроператоров. Ситуация на этом рынке полностью противоположна положению дел в сегменте страхования выезжающих за рубеж. Страховщики, и «АльфаСтрахование» не исключение, не развивают этот вид. Причины достаточно просты…

При существующих на рынке средних тарифах и ситуации в туристическом бизнесе, данный сегмент стал крайне убыточным. Мы помним, что в прошлом году объявили о невозможности выполнить свои финансовые обязательства два клиента «АльфаСтрахование» - «Эль-Вояж» и «Вокруг света». Размер финансового обеспечения туроператоров составлял 30 000 000 рублей. Кроме того, мы участвовали в перестраховании туроператоров «Лужники Трэвэл» и «Ланта тур».

Надо отметить, что российские страховщики неохотно берут данные риски в перестрахование. К тому же перестраховать эти риски за пределами РФ в настоящее время не представляется возможным.

На наш взгляд, активное развитие этого вида страхования будет возобновлено после формирования перестраховочного пула.

- Увеличилось или сократилось количество рисков на рынке для страховых компаний в рамках взаимодействия с туроператорами?

- Туроператоры и турагентства по-прежнему являются основным каналом продаж по виду страхования выезжающих за границу. Каких-либо особых рисков в рамках этого сотрудничества нет.

- На Ваш взгляд, введение института «Турпомощи» делает рынок более надежным?

- Для ассоциации «Турпомощь» изначально отводится другая роль – источника экстренной помощи туристам, которые попали в сложную ситуацию из-за невозможности выполнения туроператором своих обязательств. Поэтому это не инструмент надежности, а в прямом смысле институт первой помощи, материальной. Но как инструмент защиты при кризисных ситуациях для туристов он, разумеется, будет работать.

- Стоит ли создавать пул страховых компаний, работающих с туроператорами?

- Сейчас о необходимости создавать перестраховочный пул  говорят сами законодатели. Страховщики и ранее выступали с точно такой же инициативой, но она не была поддержана. В середине прошлого года на фоне бума банкротств туроператоров страховщики начали нести убытки несопоставимые с получаемыми премиями, и в результате страховщики замкнулись «в себе», заключают договоры страхования только с теми туроператорами, с которыми им важно сохранить партнерские отношения, и как следствие, страховые емкости на рынке стали недостаточны для удовлетворений требований законодательства о туризме.      

При этом сейчас ситуация такова, что выплаты по данному виду страхования превышают собранные премии, а это означает, что страховщики будут готовы работать только при условии соответствия страховых тарифов принимаемому риску.

- Каковы основные тренды и актуальные тенденции в развитии сегмента в наступившем году?

- Возвращаясь к рынку страхования выезжающих за рубеж, отмечу, что тенденции 2013 года будут аналогичны прошлогодним.

Первое – это продолжение изменения подхода к страхованию широкого круга клиентов. Отмечу и вторую ключевую тенденцию – постоянное увеличение доли интернет-продаж в общем количестве сборов по страхованию туристов.

У компаний, работающих на рынке туристических услуг, эти доли, разумеется, различаются, но в среднем по рынку уже порядка 10-15% полисов продается именно через этот канал. Здесь нужно отметить, что страхование туристов, выезжающих за границу, вообще является локомотивом онлайн-продаж страховых услуг. Наши сограждане еще несколько лет назад оценили удобство этого способа покупки и все активнее им пользуются. Мы рады, что наша компания сыграла в этом немалую роль.

Удобство для самого клиента состоит в том, что ему не нужно ехать в офис страховой компании за полисом, а необходимо просто приобрести страховой полис, распечатать его и отнести в посольство. Разумеется, доля продаж сегмента в онлайне будет расти и в 2013 году и далее.

- Какие страховые услуги в сфере туризма, на Ваш взгляд, будут особенно актуальны в ближайшее время?

- Все большую популярность будут обретать дополнительные сервисы, например, страхование от невыезда. Это демонстрирует наш собственный опыт. В феврале 2013 года компания в партнерстве с Ozon.Travel запустила очень популярное на Западе так называемое «cancellation insurance» - это был первый опыт на рынке.

Если коротко, уникальная услуга представляет собой страхование от отмены поездки. К числу страховых случаев относятся: отказ в выдаче визы, увольнение, дорожно-транспортное происшествие, нанесение вреда жизни или госпитализация клиента, а также причинение ущерба имуществу застрахованного, необходимость участия в судебном процессе, природные катаклизмы и ввод чрезвычайного положения.

При наступлении страхового случая каждому застрахованному путешественнику будет компенсирована стоимость невозвратных авиабилетов или штрафов в пределах 20 000 рублей. Стоимость полиса фиксирована и составляет всего 400 рублей на одного пассажира.

Приобрести полис на сайте OZON.travel клиент может после оформления авиабилетов, блок заказа и оплаты полиса страхования будет доступен из личного кабинета зарегистрированного пользователя. На сегодня 30% билетов на зарубежные направления, продающихся в России, являются невозвратными. Теперь все клиенты, покупающие их, могут быть уверены, что они находятся под защитой, и в случае непредвиденных обстоятельств смогут вернуть деньги. Этот проект показывает, что спрос на такие услуги достаточно велик.

Полагаем, что помимо стандартных опций, включаемых в полис, в ближайшее время клиенты также активно заинтересуются включением страхования имущества, которое остается без присмотра во время путешествия. Такие опции есть уже и сейчас, но популярность услуги в турбизнесе на данный момент не слишком высока.

- Каковы итоги 2012 года с точки зрения статистики по туристическому сегменту для Вашей компании?

- По итогам 2012 года рост сборов «АльфаСтрахование» был сопоставим с показателем роста рынка, доля рынка составила 7,9%.

- Какие ожидания есть на 2013 год?

- Ожидания позитивные. Страхование туристов, как и страховой рынок в целом чувствует себя достаточно уверенно.
 
Комментарии

Материалы по теме