Туриндустрия 01.01.2017 – уравнение со многими неизвестными

ProTurizm Club 13.10.2016 17:44
Просмотров: 1026

Наиболее волнующие и болезненные для игроков турбизнеса темы затронули на круглом столе, состоявшемся в рамках международной туристический выставки INWETEX CIS TRAVEL MARKET (Санкт-Петербург).

Директор организация «Турпомощь» Александр Осауленко, руководитель петербургского представительства Союза туристических агентств (СТА)Дмитрий Мазаников и юрист СЗРО РСТ Светлана Мержвинская в деталях рассказали, что ждёт сферу туризма с первого дня нового года. Фонд персональной ответственности туроператоровЧто это? С 1 января 2017 года туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, в обязательном порядке должны сформировать собственный Фонд персональной ответственности (ФПО). Фонд предназначен для возмещения туристам ущерба из-за ухода туроператоров с рынка. Размер отчислений в ФПО должен составлять 7% от общей цены реализованного турпродукта за предыдущий год, если оператор НЕ планирует страховаться и брать финансовую гарантию в банке. Таким образом, ФПО сам по себе выступает в качестве фингарантии. Если туроператор прекращает свою деятельность, средства из ФПО возвращаются компании. «Мы рекомендуем туроператорам с 1 января 2017 года иметь открытый счёт для ФПО и положить туда хотя бы рубль во избежание риска быть исключённым из реестра. До апреля у компаний есть возможность скорректировать размер своего ФПО», — подчеркнул Осауленко. Размер ФПОТакже, по информации Александра Осауленко, туроператор может сформировать ФПО единовременно, перечислив 7%, либо формировать его последовательно на протяжении семи лет, ежегодно прибавляя в свой фонд по проценту. В этом случае необходимо брать фингарантии у банка и заключить договор страхования. ФПО будет заведовать «Турпомощь». При этом существующий резервный фонд «Турпомощи» остаётся, а членство в «Турпомощи» является обязательным для операторов, желающих заниматься выездным туризмом. За что ещё платят туроператоры? Чтобы оставаться в «Турпомощи» (а значит иметь право вести свой бизнес), операторам необходимо ежегодно обеспечивать два взноса в «Турпомощь»: 15 тыс. рублей (утверждён 16 мая 2016 года) на «оперативные расходы» и непосредственно в Резервный (он же компенсационный) фонд: в зависимости от оборота компании — от 100 до 500 тыс. рублей. Теперь к этим платежам для туроператоров по выездному туризму добавляется и ФПО. Где будут храниться средства ФПО туроператоров? Ясности по этому вопросу пока нет. Однако руководитель «Турпомощи» назвал три основных банка-претендента: ВТБ, Транскапитал и Газпромбанк. Сейчас турвласти ждут пакетные предложения от банков на обслуживание счетов, чтобы выбрать наиболее оптимальный тариф. Федеральный реестр турагентств На протяжении нескольких месяцев и «Турпомощь» и Союз Туристических Агентств (СТА) призывают турагентов добровольно присылать свои данные для внесения в федеральный реестр турагентств, присутствие в котором станет обязательным с 1 января 2017 года. Сделать это можно, соответственно, как через сайт «Турпомощи», так и через сайт СТА. Реестр турагентств будет размещён на сайте Ростуризма, наряду с реестром туроператоров. На данный момент стоимость вступления в реестр турагентств составляет 1 тыс. рублей. «Союз туристических агентств призывает коллег, желающих продолжать агентскую деятельность, не тянуть со вступлением в реестр. Времени осталось очень мало и стоит побеспокоиться о своём будущем уже сейчас», — подчеркнул руководитель петербургского отделения СТА Дмитрий Мазаников. В чём смысл? Смысл в том, чтобы упорядочить турагентский рынок и обезопасить туристов от контактов с фирмами-однодневками. Наличие конкретного турагентства в реестре означает «серьёзные намерения» руководителей компании. Кроме того, предполагается, что каждое турагентство получит виртуальное одобрение от туроператоров-партнёров (к бумажному договору с ТО это не имеет отношения, но он, естественно, также должен быть). Иными словами, в будущем каждый турист может найти своё турагентство в реестре и посмотреть, пакеты каких туроператоров имеет право продавать эта компания. В чём проблема? Механизма, по которому туроператоры смогут одобрить то или иное турагентство так, чтобы это нашло виртуальное отражение, пока нет. Более того, до сих пор не создано соответствующего программного обеспечения для полной реализации задуманного: волшебной «виртуальной кнопки», позволяющей «легализовать» турагентство не существует. Да и окончательного списка турагентств тоже ещё нет в наличии, несмотря на то, что до окончания года осталось 2,5 месяца. Более того, очевидно, что сумятица продлится долго, хотя согласно букве закона, с 1 января 2017 года агентство, не состоящее в реестре, не имеет права вести свою деятельность. Это значит, что с первого же рабочего дня 2017 года в любое турагентство может прийти представитель Роспотребнадзора и попросить показать не только свою позицию в реестре агентств, но и всех туроператоров, которые подтвердили, что агентство с ними работает. Агентов волнует возможность коррупции, когда придётся договариваться с проверяющими, чтобы штрафы оформлялись не на юрлиц, а на физлицо директора турагентства. Напомним, для физлиц штраф составляет 50 тыс. рублей, для юрлиц — 250 тыс. рублей. Однако в туризме работают творческие и весьма сообразительные люди, которым предстоит каким-то образом избежать кары Роспотребнадзора в виде штрафа и запрета на деятельность. У некоторых участников рынка даже появилась дерзкая мысль создать «липовый» сайт, который демонстрирует, что агентство не только имеет номер в реестре, но и одобрено всеми возможными туроператорами. Ведь как будет выглядеть реестр в онлайне до сих пор не знают сами участники рынка, не то что сотрудники Роспотребнадзора. Формулировка «от имени и по поручению» пока в силеТекущая версия закона о туризме так определяет понятие «турагентство». «Турагентство — действующее на основании договора и доверенности, выданной туроператором на заключение от имени и по поручению туроператора договора о реализации турпродуктов, оформленных туроператором». Эта скандальная поправка уже множество раз пыталась появиться в туристическом законодательстве. И каждый раз игрокам рынка удавалось её «отфутболить». Что вызывает такое яростное сопротивление? Данная формулировка полностью перекладывает все права и обязанности на туроператора. То есть: если турагент скрылся с деньгами туристов, разбираться со всем этим будет туроператор. Туроператору и без того хватает забот, а значит, чтобы «отсечь» сомнительные турагентства, он воспользуется депозитами. Агентство вносит депозит — туроператор выдаёт ему доверенность на реализацию своего турпродукта. Предположим, каждый оператор установил депозит в 50 тыс. рублей — в этом случае рядовое агентство серьёзно задумается о продолжении деятельности. Ведь если ему хочется продавать пакеты разных операторов, то придётся платить круглую сумму только за то, чтобы остаться на рынке. В результате принятия такой поправки, розница тут же начнёт сокращаться. Несмотря на то, что формулировка «от имени и по поручению» содержится настоящем законопроекте, эксперты считают, что норма не будет принята, как противоречащая принятым подзаконным актам. «Мы считаем, что эта норма не пройдёт на 95%, так как законодатели не понимают, как положение в законе может полностью опровергаться подзаконными актами», — подчеркнул Александр Осауленко. Варвара Смолина

Источник: ProTurizm Club
Комментарии