Музеи – не только хранители, но и участники туристического рынка

вОтпуск.ру 03.10.2016 17:37
Просмотров: 1301

Туроператоры уже несколько лет пытаются выстроить активный диалог с музеями страны, но отношения между этими игроками рынка остаются сложными. Это показала и их очередная встреча, которая состоялась в рамках выставки «Отдых». По словам директора российского отдела «Ванд Тревел» Ирины Астаховой, практически везде, независимо от города, операторы, прежде всего, сталкиваются с проблемой ценообразования. «Так, посещение дома-музея Виктора Михайловича Васнецова стоит 400 рублей на человека с экскурсионным обслуживанием, посещение храма Христа Спасителя — 450 рублей. Мы формируем пакетные предложения, поэтому цена возрастает, и если один человек может себе позволить купить такой тур, то семья из нескольких человек — уже нет», — пояснила она.

Проблемы у региональных туроператоров начинаются еще на этапе бронирования. По их словам, некоторые ведущие музеи, например, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Царское Село или Третьяковская галерея делают если не все, то очень многое для того, чтобы региональные экскурсионные группы «пролетали» мимо большого искусства.

Музейщики парируют: в установленных прейскурантах есть разные категории посетителей — школьники, взрослые, льготники, однако категории «туроператоры» в этих прейскурантах нет. Следовательно, проблема заключается не во «вредности» музеев, а в законах — об основах туристской деятельности и о музейном фонде и музеях, которые никак между собой не пересекаются. Заключение агентских договоров могло бы в какой-то мере улучшить ситуацию (пока это договоры купли-продажи), однако на сегодняшний день приоритета у туроператоров как не было, так и нет.

Директор Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры России Ольга Ярилова подтвердила — туроператоры все чаще жалуются на то, что не могут привезти всех своих туристов в понравившийся музей. Департамент даже занялся разработкой для музеев методики расчета нормативной доступности туристов. По словам г-жи Яриловой, документ будет утвержден до конца года. Он учтет специфику музеев, каждый из которых, исходя из своих собственных особенностей, сможет составить локальный акт и посчитать, сколько туристов в год без вреда для себя он сможет принять.

Туроператоры и музеи ищут оптимальные пути в создавшейся ситуации. Например, президент группы компаний «Владинвесттур» и президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма Владимир Шаров считает, что если турфирму не устраивают цены музея, нет смысла тратить время на убеждение музейщиков снизить цену. «В России есть что показать, кроме условного Абрамцево, и если Абрамцево не идет навстречу, то я не вижу в этом проблемы для туроператоров», — заметил он.

Аналогичную точку зрения ранее высказал RATA-news генеральный директор компании «Магазин путешествий» Илья Кострикин.

Музейщиков, в свою очередь, по словам заведующей рекламно-информационным отделом музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» Валерии Шолоховой, беспокоит отношение турфирм к музею, как к супермаркету, который всегда должен стоять с распахнутыми дверями. Однако зачастую они действительно не могут вместить всех желающих.

«Дом Толстого — это деревянное здание с деревянными же перекрытиями, которому больше двухсот лет. И ни разу с момента постройки в нем не было генеральной реконструкции, — сказала г-жа Шолохова. — Это дом, который строился для проживания семьи из десяти человек, а не для того, чтобы по нему проходили десятки тысяч туристов. По тем нормативам, которые разработал для нас Институт культурного и природного наследия имени Дмитрия Сергеевича Лихачева, единовременно в доме может находиться не более пятидесяти человек. А мы очень часто их превышаем».

Однако, например, в доме-музее Исаака Ильича Левитана в Плесе нашли решение этой проблемы. Вот уже два года этот дом-музей, не справляющийся в высокий сезон с наплывом туристов, исключен из обязательной экскурсионной программы круизных теплоходов. В качестве альтернативы их пассажирам предлагается посетить три музея на выбор — Музей пейзажа, Музей прикладного искусства или Музей истории Плеса.

Такая договоренность была достигнута усилиями директора Плесского историко-архитектурного музея-заповедника Аллы Чаяновой, имеющей опыт работы по обе стороны баррикад. Перенаправление потока стало возможным еще и потому, что 50% круизных туристов — возвратные, и посещать один и тот же музей по нескольку раз им неинтересно. С автобусными туристами такой подход, понятно, сработать не мог. «К тому же, не стоит забывать про индивидуалов, которые составляют половину от общего потока. Многих из них при такой загруженности мы просто лишаем возможности попасть в музей», — объяснила г-жа Чаянова.

Кроме организационных вопросов, взаимодействию музейщиков и туротрасли мешает нечто более принципиальное. Дело в том, что изначально согласно закону о музейном фонде и музеях все художественные музеи, галереи современного искусства и краеведческие музеи были созданы для хранения и изучения музейных коллекций и только потом — для их публичного представления. «Наши музейщики помимо того, что должны обслужить туристов, выполняют колоссальную работу, и у них элементарно не хватает сил грамотно адаптироваться к требованиям времени», — считает координатор межрегионального культурно-познавательного проекта «Узоры городов России» Елена Сургуладзе.

По словам г-жи Сургуладзе, зачастую в регионах работают специалисты старой формации, которые воспринимают туристов и особенно детей как нечто, что может нарушить сохранность коллекций и к тому же не принесет существенных материальных благ. И очень часто турфирма, выбирая, куда отправить своих туристов — в государственный музей или частный, идет по пути наименьшего сопротивления. При этом мало кто понимает, что по-настоящему хороших частных музеев в России — единицы.

Владимир Шаров, в свою очередь, уверен, что основная проблема в работе туроператоров и музейщиков — отсутствие доступного онлайн-бронирования, полный переход на которое мог бы значительно упростить их взаимодействие. «А пока этого нет, более мелкие туроператоры по-прежнему будут вынуждены покупать квоты у более крупных», — заметил он.

Эксперт считает, что пришло время активнее вовлекать музейщиков в создание событийного турпродукта. Во «Владинвесттуре» удалось разработать такую схему взаимодействия, что довольны в результате остаются все — и музей, который за счет участия туроператора смог привлечь к себе больше внимания, и туроператор, который благодаря статусу уполномоченного сервис-агента музейного события, смог заработать. Так, за девять месяцев этого года 43% доходной части прибыли «Владинвесттура» была сформирована именно таким образом.

Ассоциация внутреннего и въездного туризма уже утвердила бюджет на 2017 год, выделенный на взаимодействие с музеями — 8,6 млн рублей будут потрачены на гранты туроператорам, которые будут претендовать на статус уполномоченных сервис-агентов крупных музейных событийных мероприятий, а также на оплату труда специалистов. Соответствующие соглашения ассоциация начнет заключать в ноябре.

О включении музейщиков в турбизнес говорила и Ольга Ярилова. Сегодня на федеральном уровне разрабатывается концепция по развитию музейного дела в России до 2030 года, и впервые в ней обозначены вопросы взаимодействия музеев и туротрасли, а также непосредственное вовлечение музеев в туристический оборот. «В этом документе мы рассматриваем музеи уже не как академические учреждения и хранителей наших ценностей и культуры, а как активных участников туристического рынка», — заявила г-жа Ярилова.

Источник: вОтпуск.ру
Комментарии