«Кто предупрежден, тот вооружен»: эксперты объяснили суть антидемпинговой компании Ростуризма

Турпром 24.06.2016 11:15
Просмотров: 1404

Антидемпинговую кампанию, с выработкой методики определения постоянно демпингующих участников рынка, инициировал Ростуризм на заседании наблюдательного совета «Турпомощи». Разработчиком одного из наиболее резонных вариантов методики выявления демпинга является туроператор НТК «Интурист». Но хотя проблема демпинга и неотъемлемо связанная с ним проблема защиты прав туристов – для рынка действительно всегда была острой, эксперты полагают, что эффективно влиять на ситуацию у Ростуризма в рамках существующего правового поля не получится. Единственная реальная функция подобного механизма выявления демпинга может быть информационная – предупреждать о риске работы с инициатором демпинга других участников туристического рынка. Кроме того, эксперты называют и более существенный фактор: в текущих условиях, демпинг – это не причина, а следствие сложившихся в отрасли ситуации, и пытаться начинать решать проблему с него – значит решать ее безрезультатно и бесконечно.

«Рынок подтверждает необходимость выработки методики, которая бы позволяла определять, каким образом осуществляется демпинг на туристическом рынке», - заявил глава Ростуризма Олег Сафонов. По его словам, штатная методика определения демпинга, которая выводит среднюю цену из подсчетов по цене всех предложений (такая используется, например, на фондовом рынке) в реалиях туррынка возможна, но все-таки не полностью отвечает его «сложным особенностям». Вторую версию методики предложил гендиректор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. Согласно ей для определения демпинга предлагается брать за основу стоимость авиаперелёта. Приблизительным порогом демпинга по этой методике может стать цена авиабилета плюс 15%.

При этом инициаторы идеи подчеркивают, что никто не выступает против «нормальной практики» горящих туров, рекламных акций и спецпредложений. «Когда мы говорим о демпинге, мы подразумеваем, что продукт продаётся ниже стоимости в течение длительного периода времени», - подчеркнул Олег Сафонов.

«Речь идет о выработке методологии определения демпинговой цены по отношению к средней цене рынка по определенным туристическим направлениям. Основной смысл - именно в предупредительных мерах, в определении цен, находящихся в «красной» рисковой зоне, когда кто-то системно длительно демпингует, продавая продукт ниже цены перелета», - прокомментировал Георгий Мохов, член правления РСТ. При этом «длительность» демпинга, скорее всего, будет определяться сезоном. Эксперт также подчеркнул, что речь не идет об одноразовых рекламных акциях, но о системном подходе, который влияет на рынок в целом.

«По выявлению «красной цены» «Турпомощь» будет вправе уведомлять участников рынка, что по результатам антидемпингового наблюдения обнаружено такое-то положение дел на таком-то направлении. Речь исключительно идет об информировании рынка, а не о попытках карательных мер», - подчеркнул Георгий Мохов. Основной задачей остается выявление рискованных игр с ценами на важных направлениях. «Никаких юридических способов на сегодняшний день борьбы с такими участниками туррынка не существует, антимонопольная служба этим не занимается», - подчеркнул Георгий Мохов.

«Основной смысл такого нововведения в том, что очень многие участники туррынка выражают беспокойство по поводу заниженных цен. Понятно, что отличить целенаправленный демпинг от рекламных акций – задача непростая, однако если турфирма в течение длительного времени предлагает туры по ценам перелета и ниже, значит, она долгое время работает себе в убыток, и это должно насторожить партнеров и потребителей», - отметил Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. При этом опять же эксперт подчеркивает, что ни антимонопольная служба, ни прочие ведомства никаких оснований вмешаться в работу такого туроператора не имеют. Решать, в каком формате работать с такими продавцами, как подстраховать себя и клиентов могут только сами участники рынка. «Единственное, что мы можем сделать – это информационное обеспечение», - отметил Юрий Барзыкин.

При этом собеседник отдельно подчеркнул, что никакая информация не сможет «убедить» продавца не продавать туры по демпинговой цене, а туриста – не «покупаться» на дешевые туры. «Как показывает опыт последних двух лет, такая информация очень востребована у турагентств – они выбирают иную форму расчета, форму обеспечения. Информация принимается к сведению в работе партнеров и влияет на отношения хозяйствующих лиц», - сообщил Юрий Барзыкин.

Именно поэтому в целом «антидемпинговая» компания останется вынужденной и «локальной» полумерой, в текущей экономической ситуации соблазн «купить дешевле» для туриста непреодолим. «Регулировать таким образом рынок невозможно. Рынок пытается снизить демпинг, но как его снизить в условиях, когда низкая цена является одним из генераторов потребительского спроса, вопрос нерешаемый. Демпинг – это следствие, а не причина», - резюмировал Юрий Барзыкин.

Источник: Турпром
Комментарии