Ростуризм будет бороться с демпингом турфирм, эксперты сомневаются в эффективности

Турпром 07.06.2016 17:37
Просмотров: 2415

Ростуризм заявил о своем намерении бороться с демпингом на российском туристическом рынке. Ожидается, что ведомство совместно с ассоциацией «Турпомощь» раз в 1-1.5 месяца будет осуществлять мониторинг данных о продажах туроператоров, в ходе которых будет выявлять «нарушителей», после чего направлять обращения в компетентные органы.  По словам экспертов, данная проблема давно назрела и стоит в буквальном смысле ребром, однако реальных рычагов по борьбе с подобной ценовой политикой туроператоров и турагентств в рамках сегодняшних российских законов просто нет.

«Конкуренция среди игроков рынка должна быть здоровой, чтобы ценовая политика отдельных туркомпаний не привела бы к повторению событий 2014 года. Мы будем бороться с попытками демпинга, которые могут разрушить весь туристический рынок. Гражданам России должны предоставляться качественные услуги по экономически обоснованным ценам. Совместно с Роспотребнадзором, авиационными властями, объединением «Турпомощь» мы будем анализировать обстановку и хотим построить системную работу в интересах наших туристов», - заявил глава Ростуризма Олег Сафонов, говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства. По его словам, в ближайшее время, действующий на базе ассоциации «Турпомощь» проект «Турбарометр» станет отслеживать данные продаж на 1-1.5 месяца вперед, то есть на пик сезона, когда сильных ценовых колебаний быть не должно. В случае сомнительных показателей «Турпомощь» будет направлять запросы туроператорам с просьбой разъяснить ценовую политику.

Однако, по словам, директора ассоциации Александра Осауленко, на данный момент «Турпомощь» ещё не нашла общий язык с некоторыми крупными игроками рынка. «Мы просим всех участников рынка своевременно связываться с нами, информировать об акциях и спецпредложениях, чтобы сразу снимать все возникающие вопросы», - отметил он.

Впрочем, по словам экспертов, представители российской туриндустрии уже не раз выступали с подобными инициативами, и каждый раз такие инициативы ждал провал из-за того, что на данный момент механизма, который может реально влиять на цены частных фирм, в стране не существует. «Дело в том, что законных способов ограничения ценовой конкуренции практически не существует», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, член президиума Российского Союза Туриндустрии (РСТ). По его словам, в антимонопольном законе предусмотрены санкции как за демпинг, так и за необоснованное завышение цен лишь для компаний, имеющих доминирующее положение на рынке. При этом в туристическом секторе в России компаний-монополистов нет. «Конечно, следить за ценовой политикой крупных игроков рынка, следить за чистотой их «игры» нужно, но воздействовать на это ограничительными мерами на сегодняшний день законодательство не позволяет. Если Антимонопольная служба посчитает, что некий субъект рынка, доминирующий на каком-то направлении, ведет недобросовестную ценовую политику, ведомство вынесет ему предписание. Но в туризме это сделать крайне сложно, поскольку у нас нет монополистов, которые могут путем демпинга выдавливать с рынка конкурентов», - пояснил эксперт.

О проблемах, с которыми могут столкнуться чиновники, рассказал и президент Альянса Туристических Агентств (АТА) Андрей Гаврилов. «Вряд ли этот вопрос можно решить на уровне государственного регулирования. Здесь должны быть более рыночные механизмы. Но на данный момент, к сожалению, подобные механизмы рынок нащупать не может» - отметил собеседник. По словам Андрея Гаврилова, сейчас очень сложно отследить, почему та или иная компания понижает стоимость турпродукта, поскольку у каждого туроператора своя ценовая политика и своя «правда». «В какой-то период компания может пойти на понижение цены для дополнительного привлечения клиентов. Другой вопрос, чтобы эта цена была не ниже себестоимости, что, как мы знаем, приводит к кассовым разрывам и негативным последствиям. Но это очень сложно отследить и регулировать, т.к. сложно представить основания, по которым компетентные органы будут проводить проверку того или иного туроператора. Также будет сложно понять, по какой из статей административного или уголовного кодекса такой туроператор может быть привлечен к ответственности», - резюмировал президент АТА.

Также стоит отметить, что ранее представители самого туристического бизнеса не раз заявляли о необходимости борьбы с демпингом. Так, по словам президента компании «Натали Турс» Владимира Воробьева, политика ряда туроператоров с турецкими корнями, из-за сильнейшего демпинга с их стороны несёт угрозу для всего российского туристического рынка. Более того, по мнению эксперта, столь сильный демпинг, которые эти компании периодически устраивают, может служить признаком того, что они готовиться повторить ход «Лабиринта». Напомним, руководство этого скандально известного туроператора с помощью демпинга перетянуло на себя большой турпоток, собрало деньги и ушло с ними в бега. При этом разбираться в этой ситуации, по мнению Владимира Воробьёва, должен не столько Ростуризм, сколько спецслужбы.

Источник: Турпром
Комментарии